Охладительная система играет важную роль при эксплуатации экскаватора-погрузчика JCB. Тяжёлая спецтехника работает за счёт двигателя внутреннего сгорания, который нагревается до температуры свыше +800°C. Перегрев приводит к тому, что детали ДВС выходят из строя, а так как двигатель – это самый сложный и дорогой узел спецтехники, простой машины, трудоёмкий ремонт, большие финансовые потери были бы неизбежны, если бы не было системы охлаждения. Именно она поддерживает оптимальный уровень температуры, охлаждая двигатель во время работы, продлевая срок службы деталей, обеспечивая безопасную эксплуатацию техники.

Как работает система охлаждения

Когда запускается мотор, он сразу же начинает нагреваться. Поэтому одновременно с запуском двигателя начинается работа системы охлаждения. В качестве охлаждающей жидкости у современных моделей экскаватора-погрузчика используется антифриз. Его заливают в расширительный бачок, откуда он движется по патрубкам к мотору, забирая от него тепло. Температура антифриза при этом повышается, и чтобы снова охладиться, он проходит через радиатор охлаждения. Во время запуска двигателя запускается крыльчатка – вентилятор, который постоянно крутится, нагнетая воздушные потоки в радиатор охлаждения. Радиатор сделан из меди или алюминия и состоит из многочисленных мелких ячеек-сот. Сквозь них и проходит воздух, снижая температуру охлаждающей жидкости.

Таким образом, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по кругу от двигателя к радиатору и обратно, постоянно охлаждая мотор и, в свою очередь, охлаждаясь после этого под воздействием воздушных потоков. Пока система работает в нормальном режиме, двигатель не перегревается, экскаватор-погрузчик исправно выполняет свои функции. Но если хотя бы один из элементов системы приходит в негодность, её работа нарушается, мотор начинает нагреваться сильнее.


Какие детали чаще всего выходят из строя

Одна из самых распространённых поломок – износ патрубков, по которым циркулирует антифриз. Патрубки производятся из мягкой эластичной резины. Но со временем они дубеют, становятся твёрдыми, перестают гнуться. Резина начинает трескаться и крошиться. В образовавшиеся трещины протекает антифриз, утечка приводит к снижению уровня охлаждающей жидкости в системе, поэтому двигатель охлаждается не так хорошо, как нужно, всё чаще перегревается. Изношенные патрубки можно поменять только тогда, когда они уже лопнули. Поэтому единственный способ обеспечить более долгий срок службы деталей – выбирать только качественные комплектующие.

При повышении уровня давления в системе может лопнуть крышка расширительного бачка, сам бачок или даже радиатор. Когда температура растёт, антифриз увеличивается в объёме и начинает заполнять свободное пространство расширительного бачка. Клапан крышки расширительного бачка стравливает лишний воздух, чтобы жидкость могла заполнить объём. Если клапан неисправен, воздух остаётся внутри, давление достигает критической точки, крышка лопается. В некоторых случаях может лопнуть сам бачок, поэтому охлаждающая жидкость вытекает наружу.

Самый печальный исход, когда лопается радиатор. Если крышка и бачок оказались крепкими и выдержали высокое давление, а радиатор – нет, придётся менять радиатор. Иногда его можно запаять, но это долгая и кропотливая работа, к тому же, запаянная часть будет просто мёртвым грузом: воздух не будет проходить через ячейки, соответственно, эта часть радиатора не будет охлаждать антифриз. Так что это временная мера, и рано или поздно радиатор придётся заменить.

Ещё радиатор может пострадать из-за неосторожности оператора. Если во время передвижения по площадке водитель случайно наедет на ветку или кусок арматуры, есть риск проткнуть радиатор охлаждения. При механических повреждениях, если они незначительные, его тоже можно запаять, но в конечном итоге потребуется замена.

Оригиналы или аналоги – что выбрать для ремонта

При выборе комплектующих для ремонта системы охлаждения не так важно, используете вы оригинальные запчасти или аналоги от сторонних производителей. Главное, чтобы детали были качественные. Сегодня многие производители предлагают надёжные запасные части, которые в точности соответствуют техническим характеристикам модели экскаватора-погрузчика JCB, нисколько не уступают оригиналам и зачастую обходятся дешевле. Так что обращайте внимание на качество и не откладывайте ремонт, ведь от охладительной системы зависит срок службы сердца машины – двигателя.

pexels_2.jpeg