Ремень привода – важный элемент конструкции экскаватора-погрузчика. От него напрямую зависит работа двигателя, генератора, аккумулятора, других узлов спецтехники. Неисправность этой, на первый взгляд, незначительной детали может повлечь за собой серьёзные поломки, требующие трудоёмкого ремонта.  

Конструкция, принцип работы, назначение

Ремни привода бывают клиновидные или поликлиновые. Выбор типа ремня обусловлен исключительно маркой ДВС. На старые модели экскаватор-погрузчика JCB с двигателем Perkins устанавливаются исключительно клиновидные, на модели после 2005 года выпуска с двигателем DieselMax ставят поликлиновые.

Приводной ремень – часть конструкции коленчатого вала, главного движущегося элемента двигателя. В передней части ДВС находятся шкивы и ролики, на которые натягивается приводной ремень. Он передаёт двигательный импульс от коленчатого к другим частям мотора, синхронизируя работу коленвала и распределительного вала. Ремень привода приводит в действие рулевое управление и гидроусилитель руля, обеспечивая движение экскаватора-погрузчика. От них зависит работа генератора, а в некоторых случаях системы кондиционирования воздуха в кабине, даже охладительной системы с водяным насосом.  

Получается, что приводной ремень отвечает за работу двигателя, стартера, генератора, аккумулятора, рулевого управления. В случае его повреждения нарушается функциональность экскаватора-погрузчика.

heavy_machinery_1139912_.jpg

От чего зависит срок службы приводного ремня

  1. Качество детали. Чтобы ремень привода прослужил долго, используйте качественные комплектующие. Дешёвые запчасти сделаны из грубых материалов, которые быстро начинают трескаться и разрушаться. Оригинальные детали производятся из эластичного каучука, дополнительно усиленного армированными нитями. Они выдерживают повышенные нагрузки, трение, высокую температуру.
  2. Правильная длина. Важно, чтобы ремень привода был не только надёжным, но и имел правильную длину. Слишком длинный ремень будет провисать.
  3. Исправные шкивы и ролики. На функциональность приводного ремня влияют шкивы и ролики, на которые он натягивается. Если они неисправны, ремень перекосится и будет быстрее истираться с одной стороны. Количество роликов зависит от модификации двигателя. Ролики должны крепиться чётко перпендикулярно под углом 90°. Если ролики натяжителя выходят из строя, рекомендуется использовать исключительно оригинальные комплектующие.
  4. Правильное натяжение. Убедитесь, что ремень хорошо натянут, не провисает.

К каким последствиям приводит износ

Эффективность приводного ремня зависит от натяжения. Со временем он неизбежно изнашивается, теряет эластичность. Когда это происходит, он постепенно растягивается, соответственно, увеличивается его длина, он начинает провисать. Натяжение падает, ремень всё хуже справляется со своей задачей. Провисание приводит к повреждению генератора, аккумулятора и стартера: при отсутствии натяжения замедляется вращение генератора, он перестаёт генерировать электрический импульс, аккумулятор не подзаряжается, поэтому быстро садится. Из-за безрезультатных попыток завести двигатель при севшем аккумуляторе может сломаться стартер.

Изношенный ремень может не выдержать нагрузки и лопнуть. Обрыв ремня – серьёзная проблема, если это произошло, экскаватор-погрузчик на некоторое время полностью выходит из строя. Во-первых, без ремня невозможна работа двигателя. Во-вторых, отлетевший конец оборвавшегося ремня по инерции может ударить по мотору, от чего выходят из строя пока ещё исправные шкивы и ролики.

Как предотвратить неисправность

Экскаватор-погрузчик не оснащён никакой автоматической системой контроля состояния приводного ремня. Единственный способ следить за его состоянием – регулярный осмотр. Чем чаще оператор проверяет ремень, тем больше шансов предотвратить неисправности.

4_5.jpg

Признаки повреждения ремня привода:

  1. поперечные трещины, даже если они пока неглубокие;
  2. от материала отделяются крошки и частицы материала;
  3. рёбра приводного ремня отслаиваются;
  4. часть ремня изнашивается сильнее – это признак неисправности шкивов или неправильного натяжения ремня;
  5. на поверхности видны следы масла, она липкая, набухшая;
  6. во время эксплуатации слышны посторонние шумы – скрежет, щелчки, свист в передней части мотора.

При обнаружении симптомов износа рекомендуется оперативно заменить ремень, не дожидаясь, когда он лопнет. Своевременный ремонт позволит избежать простоя экскаватора-погрузчика.