Предшественником гидравлического молота был пневматический. Привод данного типа применяли в ручных (отбойные молотки, бетоноломы) и в мощных сваебойных молотах массой в десятки тонн.

Пневматический молот

06092021_3.jpg

К преимуществам пневматики относили дешевизну, простоту конструкции распределительного устройства, необходимость всего одного трубопровода для подвода сжатого воздуха. К недостаткам — шум, низкий КПД, рабочее давление 5-7 бар, необходимость подачи смазки к трущимся поверхностям поршня и цилиндра вместе со сжатым воздухом.

Первая половина XX века

В ряде стационарных, мобильных, в том числе строительных, машинах гидравлический привод постепенно заменил пневматический и механический. Исключением оставались машины ударного действия — ручные и навесные молоты.

1950-е гг

Появились первые заявки на изобретение молотов с гидравлическим приводом. Например, в 1957 году американская фирма Raymond получила патент на конструкцию сваебойного молота с гидроприводом, где управление гидрораспределителем производилось механическим кулачковым механизмом по положению бойка.

1960-е гг

  • В 1962 году та же Raymond провела испытания гидравлического молота 65СН при забивке железобетонных свай на Атлантическом побережье США.
  • С 1968 года немецкая фирма Krupp начала производство гидромолота модели НМ400.
  • В 1968 году французская фирма Montabert выпустила модель BRH501.

60-е в СССР

Упомянуты достижения стали толчком к началу разработок по созданию гидромолота ВНИИ Стройдормаш.

Что было сделано:

  • разработана принципиальная схема с гидравлическим управлением распределителя по положению бойка,
  • составлены дифференциальные уравнения, описывающие движение бойка,
  • выполнены необходимые расчеты,
  • разработаны рабочие чертежи экспериментального образца сваебойного гидромолота с энергией удара 20 кДж.

Экспериментальный образец выполнили из отдельных блоков, соединенных между собой гибкими РВД. Типа гидроаккумулятора — поршневые пневматические аккумуляторы и мембранные пневмогидроаккумуляторы. Важным предложением было было использовать упругие свойства рабочей жидкости, сжимаемой под большим давлением в замкнутом объеме.

4_5.jpg

Молот проверяли в 1967 году на стенде при забивке свай. Результаты испытаний подтвердили правильность аналитических исследований и расчетов.

В конце 60-х годов начались попытки освоить производство гидромолотов на экскаваторных заводах Минстройдормаша.

1970-е гг

К сожалению, промышленность СССР не была готова к производству гидромолотов. Хотя в 1968–1970 гг. разработаны экспериментальные образцы гидромолотов с энергией удара 6, 3 и 1,8 кДж для забивки легких свай.

Серийный выпуск гидромолота СП-62 на Ковровском экскаваторном заводе начался только в 1977 году на Калининском экскаваторном заводе (сейчас Тверской).

14092021_3.jpg

1980-е гг

1980 год — запуск производства модели СП-71, разработанной Красноярским филиалом ВНИИ Стройдормаша.

  • Период 1982-92 годы на минском заводе «Белремкоммунмаш» выпускали гидромолоты СОТ-183 с энергией удара 1,8 кДж (разработка Стройдормаш).
  • В начале 1980-х гг. была попытка организовать производство гидромолота СП-70 с энергией удара 3 кДж. Испытания были успешны, но кооперация не состоялась.

В это время гидромолотами в СССР занимались уже многие организации. Но большинство отечественных разработок остались в единичных образцах или ограничились выпуском небольших серий. Причины тому — сложность технологии, необходимость высококачественных сталей, точность обработки, а также отсутствие экономического стимула для освоения данного оборудования.