Двигатель – самый дорогой узел экскаватора-погрузчика, и его ремонт – самый сложный. Поскольку ДВС постоянно нагревается до высоких температур, он может выйти из строя из-за перегрева. Чтобы этого не произошло, спецтехника оснащается охладительной системой, задача которой заключается в поддержании оптимальной температуры и предотвращении перегрева.
Охлаждение мотора происходит за счёт циркуляции охлаждающей жидкости по патрубкам, которые проходят от радиатора охлаждения к двигателю. Жидкость (антифриз) циркулирует по замкнутому кругу:
- проходя по патрубкам через двигатель, забирает от него тепло, снижая температуру мотора,
- проходя через радиатор охлаждения, охлаждается под воздействием воздушных масс, нагнетаемых встроенным вентилятором (крыльчаткой).
Антифриз движется по кругу снова и снова, и система охлаждения работает в штатном режиме до тех пор, пока где-то не возникает препятствие. Нарушение работы охладительной системы происходит по нескольким причинам:
- охлаждающая жидкость выработала свой ресурс и требует замены;
- изначально используется некачественный или неподходящий антифриз;
- под воздействием высокого давления треснул расширительный бачок, крышка бачка или радиатор охлаждения;
- радиатор повреждён в результате механического воздействия (например, во время движения по площадке его случайно проткнула арматура);
- износились и треснули патрубки, из-за чего антифриз начал вытекать.
Протечки в системе охлаждения: причины и следствия
Утечка охлаждающей жидкости – одна из самых распространённых проблем, которые возникают при эксплуатации спецтехники.
Перемещение антифриза происходит по патрубкам, которые соединяют между собой радиатор охлаждения, двигатель и радиатор гидравлической охладительной системы. Патрубки сделаны из эластичного материала, мягкой резины, они легко гнутся. Со временем материал теряет свои характеристики, патрубки дубеют, становятся жёсткими, твёрдыми, в конце концов, даже растрескиваются. Сквозь образовавшиеся трещины начинает протекать охлаждающая жидкость.
Патрубки могут треснуть не только в результате износа. Они могут лопнуть под воздействием избыточного давления в системе. Антрифриз заливается в расширительный бачок, откуда распределяется по патрубкам и попадает в радиатор. При умеренной температуре он занимает определённый объем пространства, но когда температура поднимается, антифриз расширяется, и ему требуется больше места. Поэтому крышка расширительного бачка оснащается клапаном, который стравливает лишний воздух, позволяя антифризу занять больший объём. При понижении температуры антифриз возвращается к исходному объёму, и клапан снова закачивает в расширительный бачок воздух. Если вдруг клапан не работает, он не выпускает воздух, и под воздействием давления могут лопнуть не только патрубки, сама крышка, бачок и даже радиатор. Поэтому важно следить за исправностью всех деталей системы – они тесно связаны между собой. Патрубки меняют только тогда, когда они уже повреждены и начали протекать, поэтому лучший способ профилактики – использование надёжных комплектующих, которые сделаны из износостойких материалов и рассчитаны на длительную интенсивную эксплуатацию.
Симптомы протечки охладителя
Когда антифриз начинает вытекать, в системе падает давление, жидкость не успевает охлаждать двигатель, температура не поддерживается на нужном уровне. Если мотор сильно перегревается, протечка в охладительной системе – это первая возможная причина. Следует сразу же проверить, всё ли в порядке, и если патрубки действительно протекают, их нужно как можно скорее заменить.
Определить наличие утечки антифриза не так сложно. Главный признак – перегрев мотора. Однако двигатель может перегреваться и по другим причинам, поэтому стоит обратить внимание и на иные признаки, например:
- уровень антифриза в расширительном бачке заметно снизился;
- наблюдается нестабильная работа отопителя;
- там, где проехала техника, остаются лужи и потёки жидкости;
- в кабине явственно ощущается запах антифриза.
Как предотвратить утечку охлаждающей жидкости
Чтобы гарантированно продлить срок службы деталей и узлов охладительной системы, необходимо использовать только качественные комплектующие – оригиналы или аналоги.
Кроме того, важно заливать в систему исключительно качественную охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем спецтехники, и менять её своевременно. По регламенту производителя JCB, замена антифриза должна осуществляться каждые 2000 моточасов работы двигателя. В противном случае жидкость истощает свой ресурс, темнеет, теряет свойства, перестаёт справляться с задачей по охлаждению двигателя.