Между тормозной системой легковых автомобилей и тяжёлой спецтехники есть ряд заметных отличий. На это существуют отдельные причины. Важно помнить, что экскаватор-погрузчик весит около 8,5 тонн и поднимает вес до 1,5 тонн. Чтобы такая махина могла затормозить безопасно, тормоза должны быть очень мощными и максимально надёжными. Поэтому тормозная система спецтехники – гидравлическая или, по-простому, «мокрая». Это означает, что все детали помещаются в так называемую масляную ванну – погружаются в трансмиссионное масло, которое выполняет сразу несколько задач:
- создаёт нужный уровень давления,
- смазывает детали, предотвращая трение, преждевременный износ и поломки,
- улучшает технические характеристики и продлевает срок службы металлических элементов.
Как устроена тормозная система экскаватора-погрузчика
Основной элемент тормозов – задний мост, в состав которого входят:
- корпус;
- правый и левый чулки;
- поворотные кулаки (цапфы);
- бортовая передача;
- дифференциал;
- главная пара;
- 2 полуоси, ведущие от колёс к дифференциалу;
- 2 комплекта тормозных и фрикционных дисков, которые надеваются на полуоси.
Модели спецтехники, сошедшие с конвейера до 2011 года, имеют устаревший тип тормозной системы. В операторской кабине установлены два тормозных цилиндра, они находятся непосредственно под педалью тормоза. Это металлические детали, имеющие цилиндрическую форму. Внутренняя полость заполняется тормозной жидкостью: она задаёт определённый уровень давления. Когда оператор жмёт на педаль, усилие поступает на цилиндры, они передают его на задний мост, сжимающий тормозные и фрикционные диски. Между ними возникает трение, под воздействием которого машина постепенно останавливается.
Что такое энергоаккумулятор и для чего он нужен
Модели экскаватора-погрузчика нового образца устроены немного иначе. Вместо тормозных цилиндров за передачу усилия от педали тормоза к заднему мосту отвечает отдельный агрегат – гидроаккумулятор или, иначе, энергоаккумулятор.
Гидроаккумулятор имеет вид металлического шара и располагается под капотом спецтехники с правой стороны. Его заполняет сжатый азот под давлением 40 бар. Торможение происходит следующим образом: оператор жмёт на педаль, усилие передаётся непосредственно на энергоаккумулятор, а уже от него – на задний мост. Благодаря усовершенствованной конструкции тормозной путь существенно сокращается, и даже тяжелогруженая техника тормозит значительно быстрее. Это главное преимущество модифицированной тормозной системы.
Как определить неисправность энергоаккумулятора
Как и другие детали экскаватора-погрузчика, гидроаккумулятор иногда выходит из строя. Если с техникой аккуратно обращались, вовремя проводили техобслуживание и меняли масло, задний мост работает исправно, диски не изнашиваются на протяжении нескольких лет, но энергоаккумулятор уже не способен выполнять свою задачу. Когда внутри остаётся мало азота, уровень давления падает, в результате чего тормозная система не работает или работает некорректно. Эксплуатация спецтехники в таком состоянии становится небезопасной.
О поломке говорят следующие признаки:
- торможение происходит замедленно, с опозданием, постоянно увеличивается пауза между нажатием на педаль и торможением;
- становится тугим руль, так как агрегат ещё и отвечает за плавность рулевого управления;
- увеличивается продолжительность сигнала зуммера, сообщающего о наличии неисправности.
Как устранить поломку
Срок службы энергоаккумулятора составляет около 3-4 лет. После этого его необходимо заменить или заправить. Если техника новая, и гидроаккумулятор ещё ни разу не меняли, его придётся снять и заменить целиком. Производитель принципиально не устанавливает энергоаккумляторы, которые можно заправлять многократно. У оригинальных агрегатов попросту отсутствует клапан в верхней части, с помощью которого можно заполнить внутреннюю камеру азотом.
А вот в дальнейшем всё будет гораздо проще. Если давление внутри гидроаккумулятора явно низкое, нужно:
- открыть капот,
- открутить гидропровод,
- снять агрегат,
- установить его на ровную поверхность,
- открыть клапан в верхней части,
- вставить специальный шланг и заправить гидроаккумулятор азотом,
- установить его на место, проделав все действия в обратном порядке.
Как правило, последующая замена энергоаккумулятора больше не требуется в течение длительного времени, достаточно лишь регулярно его заправлять, чтобы поддерживать работоспособность тормозной системы экскаватора-погрузчика.