Один из важных факторов при проектировании машин: ремонтопригодность. Будет ли легко восстанавливать те или иные системы техники? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно задать ряд подвопросов:

  • насколько просто получить доступ к агрегатам,
  • легко ли заменить детали и можно ли говорить о взаимозаменяемости запчастей,
  • оценить блочность систем,
  • понять, какова возможность проведения быстрой диагностики узлов и т.п.

pexels_12(1).jpeg

Все это нужно установить в рамках экспертизы, которая проходит еще на стадии проектирования погрузчика, экскаватора или другой машины. При ненадлежащих показателях модель рекомендуется доработать. Это важный критерий для строительной, ремонтной, военной техники.

С учетом критерия ремонтопригодности выпускается опытный образец. Машину осматривают, проверяют по указанным выше параметрам на практике и при необходимости отправляют на доработку с указанием недостатков. Только после этого допускается согласование модели и ее утверждение.

В идеале техника соответствует следующим требованиям:

  • комплектующие унифицированы, взаимозаменяемы;
  • расходники легко найти в продаже/заказать;
  • продумана компоновка узлов;
  • при ТО обеспечен простой доступ для проведения сборочно-разборочных действий;
  • все работы можно проводить с использованием стандартных инструментов.


В быстром и простом обслуживании техники на руку играют предусмотренные в конструкции быстроразъемные соединения. Чтобы снизить затраты труда и сэкономить время, также предусматривают демонтаж без разбора рядом расположенных запчастей. Роль играют: видимость рабочей зоны, удобство, возможность обслуживания в одном положении; снятие патрубков, фланцев без демонтажа агрегатов.

Оценка на ремонтопригодность обязательна для техники. Критерий говорит о времени на ремонт в целом, сложности ТО, легкости устранения неполадок в ходе работы. Это значительно влияет на эффективность, стоимость нормо-часа.