Ходовая часть экскаватора-погрузчика – это комплекс взаимосвязанных узлов и механизмов, слаженная работа которых приводит спецтехнику в движение, задаёт скорость, отвечает за повороты, торможение.

06082021_3.jpg

Основные элементы ходовой части – это:

  • передний мост,
  • задний мост,
  • коробка переключения передач.

Каждый узел выполняет свои задачи. КПП задаёт скорость и вращение, ведущий задний мост толкает спецтехнику, передний мост управляет направлением движения, заставляя машину двигаться прямо, налево, направо.

Особенности элементов ходовой части: передний и задний мост

Задний мост экскаватора-погрузчика JCB – это система с маслопогруженными тормозами. Иначе их называют «мокрыми». Узел представляет собой замкнутый корпус, в котором находится масло. Оно нагревается до определённой температуры и создаёт определённое давление. Внутри корпуса заднего моста расположено два пакета из 12 тормозных и 10 фрикционных дисков, которые чередуются друг с другом.

Тормозные диски имеют гладкую металлическую поверхность, в то время как фрикционные диски покрываются специальным покрытием – феродо. Это особый композитный материал из асбестового волокна и феноформальдегидных смол. Покрытие феродо имеет шероховатую текстуру и отличается повышенной износостойкостью. Гладкие тормозные диски плотно примыкают к фрикционным дискам с покрытием. Если бы металлические элементы соприкасались друг с другом, они бы перегревались из-за повышенного трения, что приводило бы к ускоренному износу деталей. Фрикционные диски создают некий буфер, они тормозят тормозные диски, приводя к замедлению и полной остановке спецтехники. При этом они защищают узел от повышенного трения, перегрева и преждевременного износа.

Чтобы тормозные и фрикционные диски не перегревались, они должны быть постоянно в масле. Именно поэтому их называют «мокрыми» тормозами. Масло создаёт на поверхности деталей защитную плёнку, которая предохраняет элементы от сухого трения. Нельзя использовать для этих целей первое попавшееся масло: расходники необходимо выбирать, опираясь на рекомендации производителя. Требуется специальное масло, предназначенное для «мокрых» тормозов – трансмиссионное синтетическое или полусинтетическое масло спецификации GL-4.

Передний мост, в отличие от заднего, не ведущий, но он выполняет не менее важные функции, отвечая за направление движения экскаватора-погрузчика. Он оснащён дифференциалом, который состоит из двух полуосей, входящих в редуктор (часть колеса).

pexels_1.jpg

Почему ходовая часть может выйти из строя

Во время эксплуатации спецтехники ходовая подвергается повышенным нагрузкам. Во-первых, спецтехника сама по себе имеет большой вес – даже в ненагруженном состоянии экскаватор-погрузчик JCB весит около 8,5 тонн. Передняя стрела может принимать нагрузку до тонны, а задняя – до полутора тонн. Таким образом, максимальная нагрузка на ходовую может достигать 10 тонн. Во время движения, остановки, маневрирования она возрастает ещё больше. Это приводит к износу комплектующих, детали выходят из строя. Некачественная деталь может не выдержать перегрузок. Металлическая стружка или кусочки металла, которые отделяются от деталей при перегрузках, начинают вращаться внутри узла, приводя всё к большим повреждениям.

Основные причины поломки ходовой части спецтехники:

  • некачественные запчасти – даже одна деталь ненадлежащего качества может привести к поломке всех составляющих узла, поэтому крайне важно использовать только надёжные комплектующие, неважно, оригиналы это будут или аналоги;
  • низкая квалификация механика – самостоятельная замена деталей ходовой может привести к фатальным последствиям, даже если все запчасти качественные, так как без опыта и навыков можно пропустить важный этап или перепутать последовательность действий;
  • использование некачественного или неподходящего масла – неправильно подобранное масло негативно влияет на эксплуатационные качества деталей ходовой;
  • нарушение правил эксплуатации – работа рывками, постоянные перегрузки приводят к повреждению элементов ходовой и преждевременному износу узлов.

4_4.jpg

Сложность в том, что сразу же обнаружить поломку невозможно: пока не появятся признаки неисправности, оператор может не подозревать о том, что ходовая часть стремительно разрушается. Признаками поломки могут быть такие симптомы, как:

  • посторонние шумы, стук, звон, скрежет во время движения;
  • сильный запах гари, который появляется не внутри кабины, а рядом с машиной.

При обнаружении этих симптомов следует провести диагностику ходовой части. Не рекомендуется самостоятельно перегонять спецтехнику в сервисный центр, лучше пригласить механика на место.