Работа на экскаваторе отличается множеством нюансов. Прежде чем начинать смену, нужно проверить оборудование: это важно для нормальной работы и, конечно, для безопасности. Машинист обязан знать и особенности правильной эксплуатации экскаватора JCB.

Движение по неровной местности и трансмиссия

Во время движения важно постоянно контролировать экскаватор и обстановку, быть бдительным, чтобы вовремя среагировать на возможные опасности и просто препятствия. Машина может двигаться на любой передаче. Но не стоит злоупотреблять этой способностью. Так, например, слишком высокая передача:

  • в ходе работы - приводит к перегреву жидкости в гидромуфте;
  • во время движения в гору - перегружает двигатель.

Внимание: при нейтральном положении рычага передач ехать запрещается, поскольку при этом у оператора нет полного контроля над экскаватором. Кроме того, движение по инерции создает угрозу для трансмиссии.

При езде по склонам необходимо:

  • выбирать нужную передачу еще до начала спуска;
  • пользоваться такой же передачей, как при подъеме;
  • не переводить рычаг КПП в ходе подъема;
  • если предполагается воздействие груза на машину во время спуска - выбирать I передачу еще до начала движения вниз;
  • перед началом крутого уклона выбирать низкую передачу в ручном режиме (для машины с АКПП).

Еще одно важное ограничение: нельзя использовать тормозные педали в качестве опор для ног. Но они необходимы при движении с горы, чтобы избежать разгона машины.

Прежде чем преодолевать грязевой участок, нужно поставить передние колеса прямо и ехать на I передаче. Направляя экскаватор в зону с уровнем воды выше сапунов, расположенных на мостах, нужно быть особенно осторожным. Жидкость может попасть в эти узлы.

Внимание: демонтировать сапун заднего моста ни в коем случае нельзя. Иначе будет снижена эффективность торможения.

Дифференциал ограничения пробуксовки

Автоматическая функция на некоторых машинах - ее следует отличать от устройства блокировки дифференциала. В трудных условиях можно увеличить силу сцепления. Это означает, что от вращающегося колеса на приводное передается большая доля существующего крутящего момента. Если колесо буксует, значит, уже достигнут ограниченный предел.

При включении дифференциала ограничения пробуксовки (и особенно во время полной блокировки рулевого механизма), если идет работа на поверхности с хорошим сцеплением, такой как бетон, - могут возникнуть шум, вибрация. Их интенсивность определяется не только условиями покрытия, но и массой экскаватора, углами поворота, - и этот звук не говорит о повреждении оси.

Особенности вождения

rabota_01.jpg

Разогрейте двигатель и проверьте стояночный тормоз. Убедитесь в том, что сигнальная лампочка рабочего тормоза не горит. Начинайте движение в следующем порядке.

1. Проверить правильную регулировку сиденья, пристегнуть ремень безопасности.

2. Выбрать привод для машин на четыре колеса (переключатель А) или на два (переключатель В).

Внимание: привод на 4 колеса нельзя использовать на твердом грунте или на шоссе, так как из-за этого идет перерасход топлива и изнашиваются шины.

3. На экскаваторах с полным приводом выбрать нужный режим управления перемещением (переключатель C). Пока задние колеса не пройдут в положение «прямо вперед», рулевое управление может находиться в последнем режиме, который установил оператор. Снос предусмотрен не у всех моделей JCB.

Осторожно! Если управление с 4 колесами, заднюю часть экскаватора выносит на повороте. Проверяйте свободный зазор.

4. Включить передачу (рычаг G - для машин с синхрочелноком, селектор Е - для экскаваторов с силовым переключением).

Осторожно! Перед сменой передачи двигатель должен снизить обороты. Если трансмиссия с усилением, недопустимо менять на ходу высокую передачу на низкую (например, IV на I) одним движением. Резко снижается скорость, что приводит к травме и даже смерти.

rabota_02.jpgОсторожно! Выполняйте рекомендуемые действия при использовании переключателя переднего/заднего хода. Нельзя переводить его во время движения: экскаватор немедленно идет в обратном направлении. Это приводит к травмам или гибели!

Осторожно! Соблюдайте скорость, которая соответствует условиям работы. Нельзя двигаться задним ходом с полным газом на высокой передаче. Это приводит к авариям.

5. Начать движение передним или задним ходом. При этом:

  • удостовериться, что приспособления стоят в одном из рекомендованных транспортных положений;
  • нажать тормозную педаль (педали) D до упора;
  • поднять с фиксированного положения рычаг Е и выбрать нужное направление хода. Обратить внимание на звуковой сигнал и предупреждающую лампочку, напоминающие о том, что стояночный тормоз включен;
  • снять стояночный тормоз F;
  • убедиться в безопасности начала движения, отпустить педали тормоза, дать газ.

Осторожно! Для контроля оборотов двигателя при вождении используйте только педаль газа. Нельзя применять ручной рычаг газа.

На медленном ходу проверьте рулевое управление и тормоз. Если вы сомневаетесь в правильной работе этих узлов, считайте их неисправными. При отказе рулевого управления или двигателя как можно быстрее прекратите движение. Не пользуйтесь экскаватором, пока неисправность не ликвидирована.

JCB - надежная машина, в производстве которой применяются передовые технологии, в том числе реализованы различные способы защиты оператора. Тем не менее, важно знать основные нюансы управления экскаватором, чтобы избежать поломок и несчастных случаев. Если возникает необходимость в техобслуживании, можно доставить экскаватор в сервисный центр либо вызвать выездную бригаду для работы с машиной на месте. Устранять неисправности можно самостоятельно, но при этом необходимо использовать рекомендованные эксплуатационные материалы и соблюдать все инструкции производителя.