Экскаватор-погрузчик – это тяжёлая спецтехника, которая весит около 8,5 тонн, а с заполненным ковшом вес машины достигает 10 тонн. На двигатель и тормозную систему приходится огромная нагрузка, ведь эту махину нужно сначала разогнать, а затем остановить. Поэтому строение тормозной системы спецтехники несколько отличается от того, что мы видим в легковых автомобилях.

Тормозная система экскаватора-погрузчика называется гидравлической, а в просторечии её нередко зовут «мокрой» или даже «сопливой». Но это совсем не то же самое, что система гидравлики, которая отвечает за работу гидравлического оборудования. Такое название означает, что она полностью замкнутая и постоянно находится в масляной ванне. Трансмиссионное масло поддерживает определённый уровень давления, за счёт которого происходит процесс торможения спецтехники.

Устройство тормозов экскаватора-погрузчика JCB

Основа системы – задний мост, его ещё называют ведущим. Он состоит из нескольких частей:

  • корпус заднего моста – центральная часть;
  • левый чулок;
  • правый чулок;
  • поворотные кулаки (цапфы), которые надеваются на чулки;
  • редуктор;
  • бортовая передача.

Внутри корпуса расположен дифференциал, на который надевается главная пара, состоящая из двух частей: планетарная передача и хвостовик. От дифференциала идут две полуоси – левая и правая, каждая из которых находится внутри соответствующего чулка и соединяет дифференциал с колёсами.

На полуоси надевается по комплекту дисков. Каждый пакет имеет 6 плоских стальных и 5 фрикционных дисков, которые покрываются специальным покрытием феродо, имеют шершавую поверхность. Когда диски сжимаются, между ними возникает трение, которое приводит к торможению машины.

pexels_darya_sannikova_2678104222.jpg

Какую задачу выполняет трансмиссионное масло

Всего в экскаватор-погрузчик заливается около 17-20 литров трансмиссионного масла (в зависимости от модели, модификации спецтехники). Важно, чтобы масло было качественным. Рекомендуется выбирать те расходные материалы, которые рекомендованы производителем JCB, поскольку в их составе содержатся присадки и минеральные добавки, которые улучшают эксплуатационные характеристики комплектующих, продлевают срок службы, предупреждают преждевременный износ, поломки.

Масло выполняет сразу несколько функций:

  1. защищает детали от трения, предотвращая истирание, износ элементов, образование металлической стружки;
  2. защищает детали от перегрева, в частности, тормозные и фрикционные диски, которые постоянно трутся между собой, из-за чего под воздействием повышенной температуры сталь становится более хрупкой, теряет свои изначальные характеристики;
  3. создаёт необходимый уровень давления, который обеспечивает эффективное торможение тяжёлой машины.

Что бывает, если в «мокрой» тормозной системе не хватает масла, или оно некачественное

Недостаточное количество трансмиссионного масла приводит к масляному голоданию. Детали не получают смазку, возникает трение, перегрев, элементы выходят из строя, тормоза перестают работать.

То же самое происходит, если масло не соответствует критериям. Низкокачественные расходники – это не экономия, а прямой путь к серьёзной поломке. Покупка дешёвого масла от безымянного производителя может привести к тому, что половину тормозной системы придётся полностью менять. К тому же поломка тормозов чревата аварийными ситуациями.

Но даже если вы заливаете только качественное масло, это не повод забыть о профилактическом обслуживании. Масло со временем сгорает, под воздействием высокой температуры оно постепенно меняет характеристики, теряет свойства, перестаёт выполнять свои функции. В зимнее время оно неизбежно замерзает при низких температурах, в летнюю жару может начать пениться. Так или иначе, с течением времени присадки вырабатывают ресурс. Чтобы работа тормозов оставалась эффективной, трансмиссионное масло необходимо своевременно менять.

Как правильно менять масло в «сопливой» тормозной системе

Производитель спецтехники JCB рекомендует менять масло в заднем мосту каждые 1000 моточасов эксплуатации двигателя. Для этого нужно открутить нижнюю пробку в корпусе, полностью слить масло, а затем закрутить нижнюю пробку, открутить верхнюю, залить новое масло через верхнее отверстие с помощью нагнетателя. Поскольку отслеживать наполненность никак не получится, лить нужно до тех пор, пока масло не начнёт переливаться через край отверстия наружу.

Слитое масло следует осматривать на предмет наличия серебрянки и металлической стружки – это говорит об износе комплектующих тормозной системы и предупреждает о необходимости подготовиться к скорому ремонту.

4_1.jpg