Одна из важных характеристик погрузчика — грузоподъемность. Она разделяется на:
- номинальную (вес, который техника может поднимать и перемещать в разных плоскостях, оставаясь при этом устойчивой);
- остаточную (возможность удерживать устойчивость на подъеме).
На подъемах у техники выше риск потерять устойчивость и опрокинуться, так как сила обратной тяги уменьшается. Основа устойчивости погрузчика — достигать равновесие нагрузки, приходящейся на ковш с грузом (или иное навесное оборудование), за счет веса самой машины. Это касается как вилочного погрузчика, так и ричтрака — устойчивость определяет центр тяжести (например, батарея аккумулятора, шасси). Это позволяет спецтехнике справляться с весом, значительно превышающим ее собственный.
Важно, чтобы центр тяжести не смещался. Условно существует треугольник устойчивости: 1 вершина на середине задней оси, 2 — в области передних колес. Если центр тяжести уйдет дальше передней оси, — в ту же сторону завалится машина. Аналогично со смещением в иные стороны.
Плечо действия силы тяжести груза складывается из расстояния от центра тяжести груза до спинки вил и расстояния Х — от оси ведущего моста до спинки вил — это ПМГ, постоянная момента груза.
Вычислить опрокидывающий момент можно умножением номинального веса груза на плечо действия этой силы:
Мном = Qном (х + Сном)
Для продольной устойчивости у техники должен быть запас противовеса опрокидывающему моменту около 30%.
Остаточная грузоподъёмность погрузчика Qост рассчитывается по формуле:
Формула дает лишь приблизительные результаты о пределах подъема. Точные данные получают экспериментальным путем, впоследствии их заносят в соответствующие таблицы с характеристиками. В нашей компании вы можете получить точную информацию.