Пластичная смазка — расходный материал, который служит долгой и надежной работе техники. В основе чаще всего — базовое масло плюс загуститель (нефтяные продукты — в 97% составов). Развивается направление с использованием растительных масел, что безопаснее для окружающей среды.
Главная особенность: смазка является твердой при малой нагрузке, а с ее повышением и увеличением температуры переходит в жидкое состояние. Вновь застывает после прекращения работы техники.
Задача смазки: защитить детали машины от трения, что снижает вероятность заклинивания, поломки, малого срока службы техники. Внутрь системы не проникают жидкости, грязи и газы.
Свойства смазок:
- антикоррозийность (консервационные смазки);
- герметизация, защита зазоров и соединений (уплотнительные);
- изоляция/проведение тока, работа при радиации, вакууме (сложные коллоидные смазки с присадками);
- работа в экстремальных условиях (полифениловые, сложные эфиры, фторуглероды — имеют высокую стоимость).
Характеристики
Чтобы определить область применения смазки, нужно смотреть на показатели температуры плавления, растворимости в воде, концентрации. Тип загустителя определяет защитные, водостойкие, антифрикционные свойства, а также антиокислительную стабильность. При перечисленных характеристиках в составе должны быть тугоплавкие углеводороды, соли высших карбоновых кислот, высокодисперсные вещества.
Добавки
Также пластичные смазки имеют наполнители и присадки — добавки для усиления каких-либо свойств: защищающие от износа, вязкостные, противозадирные, антифрикционные, адгезионные. Некоторые виды улучшают несколько свойств сразу. Наполнители, как правило, идут с низким коэффициентом трения. Это такие вещества, как графит, оксид меди, алюминия, бронзы.
Классификация
В России пластичные смазки принято классифицировать по составу (мыльные, органические, неорганические, углеводородные), консистенции (твердые, полужидкие, пластичные), применению ( уплотнительные, антифрикционные, канатные, консервационные).
Рост потребления пластичных материалов происходит при развитии автомобильной, нефтяной сфер. На данный момент на рынке пластичных смазок большое количество низкокачественных материалов — гидратированных, ниже доля высокоэффективных литиевых смазок.