Мотор спецтехники – это её сердце, от него зависит производительность машины. Если двигатель отказывает, спецтехника простаивает. Поэтому так важно следить за состоянием ДВС, регулярно обслуживать его, своевременно устранять поломки.
Почему мотор выходит из строя
Большинство новых моделей экскаваторов-погрузчиков оснащается дизельным двигателем внутреннего сгорания. Они надёжны, рассчитаны на интенсивные нагрузки, работу в сложных условиях. Но нарушение рекомендаций по эксплуатации, использование некачественных комплектующих при ремонте, износ или сильные перегрузки могут привести к поломке ДВС.
Производитель спецтехники JCB рекомендует регулярно проводить техническое обслуживание двигателя экскаватора-погрузчика. Но не все владельцы техники прислушиваются к рекомендациям, многие задумываются о диагностике мотора только при появлении очевидных симптомов неисправности: посторонних звуков при запуске двигателя, плохого пуска, повышенной температуры, чёрного дыма.
Наиболее распространённые поломки мотора:
- износ уплотнителей, прокладок, сальников и других расходников;
- поломка коленчатого вала;
- деформация поршней, шатунов;
- повреждение ГБЦ;
- выход из строя самого блока.
Как осуществляется ремонт
Чтобы починить двигатель, необходимо снять и вскрыть его. Это не быстрый процесс, поэтому его проводят в сервисном центре. Около одного рабочего дня уходит на снятие ДВС, столько же – на обратную сборку, ещё столько же – на дефектовку и диагностику. Срок ремонта зависит от поломки, наличия нужных запчастей.
Процесс проводится в несколько этапов:
- дождаться остывания мотора;
- разобрать переднюю часть экскаватора погрузчика, снять масляный радиатор, водный радиатор, защиты, крыльчатку;
- поднять ДВС с помощью подъёмного механизма, в роли которого может выступать кран или другой погрузчик;
- провести дефектовку деталей и узлов, определить, какие комплектующие неисправны;
- выполнить ремонт, заменить изношенные запчасти;
- собрать мотор в обратном порядке;
- провести пробный пуск.
Плановое техобслуживание – профилактика неисправностей
Избежать серьёзных поломок и длительного простоя двигателя внутреннего сгорания поможет регулярное техническое обслуживание мотора. На плановое ТО потребуется около 2-3 дней, в то время как ремонт может затянуться на неделю и более, не говоря уже о дополнительных расходах на покупку комплектующих. Если заранее записаться на техобслуживание во время выходных или праздничных дней, когда машина не работает, можно сэкономить время, избежав простоя, задержки сдачи объекта.
Какие комплектующие необходимо заменить во время ТО двигателя
Для техобслуживания также необходимо пригнать технику в сервисный центр и снять мотор. В ходе планового техобслуживания ДВС заменяются:
- изношенные комплектующие и детали, которые вот-вот выйдут из строя: шатуны, поршни, поддоны, коленвал, ГБЦ или блок – производитель рекомендует применять исключительно в оригинальном исполнении JCB, так как сторонние запчасти могут работать неправильно и часто не решают проблему, а усугубляют её;
- все расходные элементы – понадобится комплект прокладок, уплотнителей, сальников, других расходных материалов, причём уплотнители можно использовать как оригинальные, так и аналоговые;
- моторное масло – старое отработанное масло сливается целиком, и на его место заливается новое (13 литров);
- масляный фильтр – рекомендуется использовать только оригинальные комплектующие. Неоригинальные фильтры устанавливать опасно, так как нельзя быть уверенным в их качестве. Некорректная работа фильтрующего элемента приводит к масляному голоданию мотора, результатом которого становится преждевременный износ деталей, простой рабочей машины.
Плановый осмотр, профилактический ремонт и обслуживание ДВС следует проводить каждые 500, 1000 или 2000 моточасов. Это позволит поддерживать в исправном состоянии все узлы и механизмы. Между ТО также требуется проводить ряд мероприятий по обслуживанию мотора:
- проверка температуры ДВС – необходимо следить, чтобы он не перегревался;
- проверка утечки масла;
- проверка уровня моторного масла с помощью специального щупа – после нескольких лет эксплуатации экскаватора-погрузчика двигатель начинает сжигать часть масла, его уровень постепенно уменьшается, поэтому нужно постоянно контролировать его, доливать жидкость по мере необходимости.
Если соблюдать все рекомендации, двигатель будет работать как часы долгие годы, и вы не столкнётесь с поломкой и простоем в самый неподходящий момент.