Экскаватор-погрузчик – мультифункциональная машина, которая способна решать целый комплекс задач. Чтобы это было возможным, производитель JCB оснащает свои модели спецтехники продуманной системой управления. Оператор управляет машиной с помощью рычагов или переключателей, которые располагаются на приборной панели в кабине. Чтобы эффективно выполнять поставленные задачи и гарантировать безопасность других людей, находящихся на площадке, необходимо тщательно изучить правила работы с рычагами, соблюдать технику безопасности во время эксплуатации экскаватора-погрузчика.
Основные правила безопасности при работе с рычагами
1. Оператор должен правильно сидеть в кресле
Неправильная посадка может привести к неблагоприятным последствиям: рычаги могут сдвинуться не так, как нужно, оператор может задеть тот или иной переключатель в неподходящий момент, в неудобной позиции он может не успеть вовремя, среагировать на движение стрелы с грузом. Небрежность при движении может привести к травмам и даже гибели не только самого машиниста, но и других рабочих на объекте. Поэтому перед началом работы необходимо правильно сесть, пристегнуть ремень безопасности, убедиться, что кресло свободно вращается во всех направлениях, а двери кабины закрыты.
2. Уделите особое внимание проверке местоположения кабелей электропитания на площадке
Экскаватор-погрузчик – мощная тяжёлая машина, сделанная преимущественно из металла и напичканная электрической проводкой, которая управляет внутренними системами и механизмами. Поэтому, если спецтехника во время работы окажется в непосредственной близости от линий электропередач, случайно соприкоснётся с ними стрелой или сменным инструментом, оператор может получить травмы. Сама машина тоже может пострадать.
Перед началом работы убедитесь, что:
- площадка отвечает действующим нормативам, которые следует соблюдать при работе рядом с линиями электропередач;
- свяжитесь с энергетической компанией, чтобы узнать, не проходят ли по территории подземные кабели электропитания;
- узнайте, каким должен быть минимальный зазор между спецтехникой и электрокабелями, и соблюдайте безопасное расстояние;
- готовясь к поднятию стрелы, обязательно посмотрите вверх, чтобы удостовериться, что сверху не проходят линии электропередач.
Основные функции и органы управления
У разных моделей спецтехники может отличаться работа рычагов и переключателей. Поэтому в операторской кабине всегда есть специальная табличка, она послужит шпаргалкой для машиниста. На табличке изображены все движения и результаты действия оператора. В случае необходимости оператор всегда сможет освежить их в памяти. Рекомендуется сверяться с табличкой каждый раз перед тем, как использовать ту или иную функцию.
Основная лопата
В зависимости от модели, рабочая машина может быть оборудована одной из следующих систем контроля передней стрелы:
- ручные органы управления;
- система Easy Controls;
- расширенная система Easy Controls;
- усовершенствованная система Advanced Easy Controls Plus.
Перед тем, как взаимодействовать с органами управления, следует повернуть операторское кресло вперёд, зафиксировав его в этом положении.
Задняя стрела
Для контроля обратной лопаты применяются различные схемы:
1. на машинах, оснащённых ручным управлением, используются:
- плюс («+») от производителя JCB;
- плюс («+») по ISO;
- диагональная схема «X» от производителя JCB;
2. если модель спецтехники оснащена системой Easy Controls, могут применяться такие схемы:
- плюс («+») по SAE;
- плюс («+») по ISO;
3. если спецтехника оборудована расширенной системой Easy Controls, управлять задней стрелой можно с помощью движения рычагов по следующим схемам:
- плюс («+») по SAE;
- плюс («+») по ISO;
4. при наличии усовершенствованной системы Advanced Easy Controls Plus для движения рычагами применяются схемы:
- плюс («+») по SAE;
- плюс («+») по ISO.
Прежде чем взаимодействовать с органами управления задней стрелой, следует развернуть операторское кресло назад, тщательно зафиксировав его в таком положении.
Прежде чем приступить к работе, необходимо точно знать модель экскаватора-погрузчика, а также схему, которая используется для контроля органов управления. Не пренебрегайте информационной табличкой в кабине, чтобы всегда точно знать, к каким результатам приводят определённые действия оператора.