Элементы передней и задней стрелы экскаватора-погрузчика JCB крепятся друг к другу при помощи специальных соединений:пальцев и втулок. Поскольку все эти сочленения в процессе работы должны двигаться, их необходимо соединить так, чтобы сохранить подвижность, но при этом надёжно зафиксировать. Соединение с помощью пальцев и втулок – самый простой и надёжный способ крепления подвижных частей.
Конструкция подвижных соединений
Чтобы присоединить один элемент к другому, высверливаются отверстия определённого диаметра, в них вставляются втулки, которые жёстко фиксируются в своём гнезде, а уже в них, в свою очередь, вставляются пальцы, которые постоянно вращаются. Именно за счёт этого обеспечивается подвижность сочленений.
Износ соединительных элементов
Когда металл трётся о металл, со временем элементы начинают стираться. В результате истирания диаметр пальца уменьшается, а диаметр втулки, напротив, увеличивается, что приводит к разбалансировке. Если изнашивается гнездо, в которое установлена втулка, она начинает проворачиваться, что способствует ещё более ускоренному износу гнезда.
Чтобы сочленения не болтались во время эксплуатации спецтехники и постоянно были жёстко зафиксированы, необходимо регулярно смазывать все точки.
Почему важна смазка
Во всех подвижных соединениях частей экскаватора-погрузчика, в которых имеются пальцы, предусмотрены специальные тавотницы – так называемые маслёнки, детали, которые обеспечивают подачу смазок непосредственно к узлам трения. В тавотницы под давлением закачивается смазка, которая имеет густую консистенцию, она распределяется по всему узлу. Смазка предохраняет пальцы и втулки от преждевременного износа, продлевает срок службы элементов.
Чтобы смазка не вытекала наружу, используются пыльники или сальники – пластиковые элементы, которые ставятся на сочленения и плотно фиксируются, запирая смазку внутри. Это помогает продлить срок работы смазки в узлах, но не отменяет необходимость ежедневного смазывания.
Последствия нерегулярной смазки
Если пренебрегать обслуживанием и смазывать сочленения нерегулярно, смазка быстро перестаёт действовать. Помимо того, что металлические элементы начинают тереться друг о друга, постепенно стачиваясь, в точки соединения деталей забивается песок, грязь, вода, которые тоже негативно сказываются на состоянии подвижных сочленений. Загрязнения оказывают дополнительное абразивное воздействие, а влага приводит к коррозии. Результат: пальцы и втулки приходят в негодность, сочленение разбалансируется и начинает болтаться во время работы. Производительность задней стрелы снижается, и пользоваться сменным инструментом становится небезопасно.
Если ничего не предпринимать, с каждым днём разбалансировка будет только увеличиваться. Все элементы задней стрелы очень тяжёлые, поэтому пальцы постоянно испытывают большую нагрузку, из-за чего они изнашиваются неравномерно, например, правая сторона стирается быстрее левой, что ещё больше увеличивает разбалансировку.
Замена комплектующих
Если пальцы и втулки всё-таки пришли в негодность, их меняют одновременно. Можно использовать как оригинальные детали, так и аналоги хорошего качества. Чаще всего втулки и пальцы выпускают разные производители, поэтому приобрести их комплектом не получится, и придётся подбирать. Качественные пальцы производят в Индии, Болгарии, Турции, а с 2017 года появились надёжные российские поставщики.
На что обратить внимание при покупке
- Размеры. Очень важно подбирать втулки и пальцы так, чтобы они в точности соответствовали размеру и были идеально подогнаны друг к другу. Если пальцу не хватит даже одного миллиметра длины, он уже изначально будет болтаться. Если втулка отличается по размеру, палец либо не войдёт, либо войдёт с большим трудом, будет вращаться под нагрузкой, что приведёт к ускоренному износу.
- Материал. В сочленениях, склонных к наибольшему износу, устанавливают бронзовые втулки или стальные элементы с бронзой внутри. Там, где нагрузка слабее, можно установить втулки из металлической трубы с разрезом, которые устанавливаются на место и сжимаются.
- Качество. Если втулки и пальцы сделаны не из высококачественной калёной стали, а из слабого сплава, они более мягкие, поэтому изнашиваются гораздо быстрее.
Рекомендуется менять соединительные элементы при проявлении видимых признаков износа. Если не сделать это сразу, отверстие разбалтывается всё сильнее, принимая форму эллипса, и для восстановления приходится проводить перевтуливание. Отверстие рассверливают до ровного круга, затем проваривают его и высверливают новое отверстие нужного диаметра. Это сложная и кропотливая работа, и чтобы избежать подобного исхода, рекомендуется своевременно менять пальцы и втулки и ежедневно их смазывать.