В 2018 году продажи спецтехники выросли. Эксперты говорят о том, что продажи поднялись на 31%, поясняя это тем, что потребители начали обновлять старые модели после периода застоя. О докризисных показателях речь пока не идет, но дальнейший рост возможен. Рассмотрим, как обстояло положение дел в последние годы.
Период падения спроса в 2014-2017 годах
Этап характеризовался повышением стоимости спецтехники в 2 раза и соответственно пониженным приобретением на 70%. Причины такой ситуации очевидны: рубль подешевел более чем в 2 раза, были введены санкции, утилизационный сбор. Импорт техники, запчастей стал проблематичен.
Как результат снизился доступ к дешевым кредитам, упала активность инвестиций в данной сфере. Пользователи работали либо на старой спецтехнике, либо покупали подержанную, которая к 2016 году уже находилась в дефиците. Изношенность на тот момент доходила до 70-80% в некоторых категориях. Так сформировался спрос, на который не было предложения.
Рост 2018 года
Ассоциация европейского бизнеса приводит данные роста покупки иностранной спецтехники в России на 31%, примерно на столько же увеличились и продажи отечественных производителей. Следом повысился и объем производства — на 52% за 2 года. Особенным спросом пользуются экскаваторы, дорожные катки.
На стабилизацию повлияла господдержка, ее инструментами выступили льготное кредитование, компенсация части затрат на научно-исследовательские, конструкторские работы. Важным толчком стала выдача субсидий компаниям, которые выплачивали утилизационный сбор, а также возможность льготного приобретения основных средств — число лизинговых договоров повысилось в 4 раза.
Ожидания на 2019 год
Точных прогнозов нет. Причинами дальнейшего повышения уровня продаж называют неудовлетворенные спрос, большое число планов на строительство дорог и других инфраструктурных объектов. Есть вероятность повышения субсидий на лизинг для удаленных регионов до 20%.
В вопросе импортной техники ситуация неоднозначна. Правительство РФ подписало постановление, по которому с 1 марта 2019 для нужд регионов и муниципалитетов нельзя покупать технику от зарубежных производителей, если есть российские аналоги. Однако эксперты говорят, что отечественные модели не сопоставимы с импортными.
Есть вероятность, что техника подорожает и объем производства снизится. Ситуацию поясняет руководитель оператора по продаже и покупке спецтехники Heavy Fair Андрей Ковалёв: «Видна политика поддержки государством местных производителей. В лизинг взять импортную технику нельзя, ставки утилизационного сбора повышены — это увеличивает спрос на продукцию отечественного производства. Ряд заказчиков просто не может перейти полностью на машины отечественного производства, потому что пока не вся российская спецтехника сопоставима по функционалу и эффективности с зарубежной. Анализировать рынок имеет смысл после двух кварталов, тогда и будут составлены прогнозы на второе полугодие».