Принцип работы тормозной системы экскаватора-погрузчика или другой тяжёлой спецтехники значительно отличается от принципа работы тормозов легкового автомобиля. Даже строение системы иное: нет привычных колодок и дисков, система закрытая, а все механизмы полностью находятся в масляной ванне, то есть погружены в трансмиссионное масло.

Из каких элементов состоит тормозная система экскаватора-погрузчика JCB

Основная часть системы – задний мост, иначе называемый ведущим мостом. Его центральная часть – корпус, на который слева и справа надеваются два чулка. На чулки надеваются цапфы (иначе говоря, поворотные кулаки), на них, в свою очередь, устанавливается редуктор, а на него – бортовая передача (или по-другому бортовая крышка).

Внутри корпуса заднего моста установлен дифференциал. Именно этот механизм отвечает за вращение колёс спецтехники. На дифференциал устанавливается главная пара, которая состоит из двух частей – планетарной передачи и хвостовика. Дифференциал соединяется с колёсами двумя полуосями, на каждую из них надевается по 11 дисков.

Пакет дисков состоит из шести плоских стальных тормозных дисков, которые имеют ровную гладкую поверхность, и пяти фрикционных дисков, покрытых специальным покрытием феродо, которое делает поверхность шершавой.

Все части тормозной системы работают в тесной связке, и если один узел выходит из строя, нарушается работа тормозов, что влечёт за собой большой риск.

Механизмы постоянно погружены в масляную ванну: в систему заливается около 17-20 литров трансмиссионного масла (точное количество зависит от модели спецтехники). Масло выполняет сразу несколько функций:

  • создаёт нужный уровень давления в системе – недостаточное давление приводит к тому, что тормоза не работают или работают недостаточно эффективно;
  • снижает температуру – так как металлические детали постоянно трутся друг о друга, они нагреваются, повышение температуры приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик стали, она становится более хрупкой, подверженной механическим повреждениям, трансмиссионное масло защищает узел от перегрева;
  • предотвращает преждевременный износ деталей – масло защищает от трения и продлевает срок службы комплектующих.

4_4.jpg

Как происходит торможение

Процесс торможения экскаватора-погрузчика запускает оператор. Он проходит в несколько этапов и отличается у старых и новых моделей экскаватора-погрузчика.

Старыми считаются модели, выпущенные до 2011 года. После этого тормозная система спецтехники была модифицирована, и принцип её работы несколько изменился.

Процесс торможения у старых моделей

  • Оператор нажимает на педаль тормоза. У тяжёлой спецтехники педаль тормоза двойная, она состоит из двух отдельных педалей (левой и правой), которые соединены между собой специальной планкой. Это сделано для того, чтобы в любой ситуации машинист не промахнулся и обязательно попал по тормозу.
  • Усилие передаётся через вакуумные усилители на тормозные цилиндры, расположенные за педалью тормоза. Они представляют собой некие металлические болванки цилиндрической формы с несколькими выходами. Внутри цилиндров находится тормозная жидкость, которая создаёт определённое давление. Бачок для залива тормозной жидкости располагается под капотом.
  • Вакуумные усилители за счёт создаваемого внутри вакуума передают усилие через штоки на тормозные цилиндры, а те в свою очередь по трубкам непосредственно на задний мост.
  • Задний мост получает команду и сжимает тормозные и фрикционные диски, которые соприкасаются между собой и за счёт возникающего трения останавливают спецтехнику.

Процесс торможения у новых моделей

  • Машинист нажимает на педаль тормоза.
  • Усилие подаётся на тормозной шар – энергоаккумулятор, который устанавливается под капотом экскаватора-погрузчика. Агрегат имеет форму шара и сделан из металла, внутри находится сжатый азот под давлением 40 бар. Иначе устройство называют гидроаккумулятором, так как это часть гидравлической («мокрой») тормозной системы.
  • Энергоаккумулятор передаёт усилие на задний мост.
  • Задний мост сжимает тормозные и фрикционные диски, за счёт трения которых спецтехника тормозит.

Очевидно, что модифицированная тормозная система срабатывает быстрее, к тому же она более надёжна, так как путь торможения короче, а меньшее количество узлов снижает вероятность поломки. Энергоаккумулятор также влияет и на плавность рулевого управления, заменяя гидроусилитель руля.

pexels_.jpg