Экскаватор-погрузчик, как любая другая тяжёлая техника, представляет собой совокупность сложных механизмов, которые функционируют в тесной взаимосвязи. Каждый механизм – это набор движимых деталей, безупречно подогнанных друг к другу, взаимодействующих между собой путём трения, скольжения, качения, ударов. Детали сделаны преимущественно из металла, под нагрузкой они разогреваются до экстремально высоких температур, изнашиваются, разрушаются. Предотвратить преждевременное разрушение можно двумя способами – при помощи гидравлических (жидкостных) или смазочных (густых) элементов. Именно поэтому работу механизмов невозможность представить себе без смазочных материалов. Смазка образует тонкую прочную защитную плёнку на металлических поверхностях, снижает температуру, предохраняет элементы от последствий трения, замедляет износ, защищает от коррозии, предупреждает поломки и продлевает срок службы.
Применение тавотниц для смазывания узлов
Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, катки и другие тяжёлые машины, которые используются для дорожных, строительных, сельскохозяйственных работ имеют множество движимых ударных или трущихся элементов. Смазывать их в достаточном количестве вручную не представляется возможным: для этого пришлось бы постоянно останавливать машину, прерывая работу, а некоторые механизмы приходилось бы разбирать, чтобы получить доступ к нужным смазочным точкам.
Поэтому конструкция спецтехники продумана тщательно. Рядом со всеми движущимися узлами находятся специальные отверстия, предназначенные для подачи смазки. Они называются «тавотницами» или, по-простому «маслёнками».
В тавотницы можно добавить необходимое количество смазки, используя специальный шприц. Для смазывания спецтехники предусмотрены электрические шприцы и пистолеты, в которые помещают тюбик смазки, имеющий форму патрона. В результате смазка попадает непосредственно в отверстие, проходит по каналу прямо в движущийся элемент, образует защитную плёнку и на какое-то время предотвращает любой вид износа.
Сегодня смазку в вёдрах или канистрах практически не используют. Большинство производителей выпускают свою продукцию в формате евротубы. Стандартная упаковка вмещает строго определённое количество содержимого, поэтому при обслуживании экскаватора-погрузчика оператору не нужно отмерять смазку. Достаточно просто вставить в патрон шприц, предназначенный специально для евротубы. Руки и одежда остаются чистыми, никаких потёков смазки не остаётся, весь продукт до последней капли используется по назначению.
Срок действия смазки зависит от вида узла и интенсивности эксплуатации спецтехники, поэтому график обслуживания всех ключевых смазочных точек составляют, опираясь на регламент, разработанный производителем экскаватора-погрузчика.
Виды смазок для спецтехники
Есть много смазок, которые различаются свойствами и характеристиками. Каждая смазка имеет свой характерный цвет – производители добавляют специальные красители, чтобы по цвету можно было легко определить примерный набор характеристик и не перепутать одну смазку с другой. Смазочные составы бывают жёлтыми, красными, зелёными, бордовыми, синими, чёрными и другими.
Как правило, для обслуживания спецтехники JCB активно используется смазка синего цвета. Она считается универсальной, обладает всеми необходимыми свойствами, рассчитана на температурный режим до +180℃. Такая смазка подходит практически для всех узлов экскаватора-погрузчика.
Но есть некоторые узлы, для которых рекомендуется использовать другой тип смазочных материалов. В частности, навесное оборудование, которое работает не только при высоких температурах, но и при повышенных ударных нагрузках, нуждается в специальной смазке. Например, для гидромолота рекомендуется применять графитовую смазку – содержание графита в составе способствует защите комплектующих при ударах, предотвращает преждевременный износ втулок, пики, бойка, от состояния которых напрямую зависит работоспособность гидромолота.
Также отдельной смазки требуют телескопическая рукоять задней стрелы и опоры аутригера. Для этих элементов применяется специальная смазка консервационного действия, которая покрывает металлические и пластиковые детали тонкой защитной плёнкой, предотвращая их износ.