Задняя стрела или обратная лопата существенно расширяет возможности экскаватора-погрузчика. Изначально спецтехника работала только основной лопатой, то есть передней стрелой. Обратную лопату придумал основатель марки JCB Джозеф Сирил Бэмфорд. Благодаря ему появилась возможность активно использовать не только переднюю, но и заднюю часть спецтехники.
Изначально задняя стрела использовалась преимущественно для землеройных работ, но позже появились разные виды сменного инструмента, которые позволяют решать другие задачи. Сегодня экскаватор-погрузчик оснащается гидромолотом, вибротрамбовками, гидравлическими бурами, ножницами, траншейными ковшами и другим навесным оборудованием.
Строение и основные причины неисправности
Конструкция задней стрелы напоминает человеческую руку. Она состоит из нескольких частей, похожих на плечо, предплечье, кисть руки. Основная часть крепится к кузову экскаватора-погрузчика, а телескопическая рукоять может выдвигаться вперёд. К ней с помощью быстросъёмных механизмов крепится сменный инструмент.
Сама стрела соединяется с кузовом при помощи цельных чугунных элементов: кингпоста и каретки. Каретка крепится к основной раме с помощью болтов и четырёх гидравлических замков. Кингпост же крепится к каретке при помощи двух параллельно расположенных больших гидроцилиндров поворота, благодаря которым стрела может поворачиваться вправо или влево.
Кингпост и каретка страдают от чрезмерных нагрузок, сильных ударов. Чугун – прочный материал, но он значительно менее пластичный, более хрупкий, чем сталь. Если стальные элементы при ударе могут деформироваться, то чугун просто трескается. Чем больше времени служит экскаватор-погрузчик, тем сильнее металл устаёт, изнашивается, поэтому любой сильный удар может привести к повреждению.
На конце стрелы имеется два дополнительных элемента, с помощью которых можно перемещать ковш, поворачивать его влево или вправо, опускать и поднимать:
- бумеранг – иначе говоря, трапеция или «верблюжий горб», элемент, состоящий из двух металлических пластин, скреплённых между собой чугунной перемычкой;
- линк – «косточка», деталь, с помощью которой ковш совершает повороты.
Чугунная перемычка бумеранга может треснуть или лопнуть из-за вибраций, сильных ударов.
Телескопическая рукоять чаще всего выходит из строя по вине самого машиниста. Неаккуратная работа приводит к повреждениям, а нерегулярное смазывание ускоряет естественный износ.
Также часто ломаются элементы в точке крепления.
Замена комплектующих – оригиналы или аналоги
Экскаватор-погрузчик JCB рассчитан на интенсивные нагрузки, однако со временем даже самые надёжные элементы приходят в негодность. Естественный износ комплектующих неизбежен. Возможен досрочный выход из строя в результате воздействия чрезмерных нагрузок или пренебрежительного отношения к регулярному техобслуживанию.
Какие детали нужно покупать в оригинале
Если необходимо заменить заднюю стрелу целиком, следует устанавливать исключительно оригинал. Некоторые производители пытаются воспроизвести оригинальные запчасти, но без специального оборудования это практически невозможно сделать. Кроме того, большое значение имеет качество сырья. Оригиналы JCB производятся из высокопрочной легированной стали, которая не ржавеет, не теряет своих свойств при минусовых температурах, отличается стойкостью к ударам, абразивам, агрессивным средам. Поэтому стоит покупать только фирменные комплектующие бренда JCB, и никак иначе.
Каретку тоже лучше менять на оригинал, но так как цены на оригинальные запчасти очень высокие, можно подобрать достойный аналог.
Что можно заменить аналогом без ущерба для производительности техники
Такие детали, как бумеранг, линки, гидроцилиндры, штоки, пальцы, шарниры, поворотные бабки не обязательно должны быть оригинальными.
Как правило, оригиналы значительно дороже, при этом многие надёжные производители давно уже предлагают комплектующие, нисколько не уступающие в качестве и надёжности. Хорошие запчасти выпускают индийские, турецкие, европейские бренды. Китайские детали использовать не рекомендуется – они сильно уступают в качестве.
Как часто нужно менять детали
Практически все составляющие задней стрелы меняют только при поломке. Какого-либо чёткого графика замены нет. Единственное исключение – направляющие телескопа. В среднем, срок службы направляющих составляет около двух лет. Поэтому необходимо следить за их состоянием, своевременно устанавливать новые детали.