Экскаватор-погрузчик JCB – это тяжёлая спецтехника, которая весит 8,5 тонн, не считая груза. Колёса подвергаются немалой нагрузке, так что неудивительно, что со временем шины и диски приходят в негодность. Чтобы продлить срок службы колёс, важно понимать, что приводит к ускоренному износу. Это понимание позволит предупредить преждевременный выход из строя.
Конструкция и крепление колёсных дисков экскаватора-погрузчика
Колёсные диски представляют собой своеобразную основу, к которой крепятся шины. Они обеспечивают устойчивость колеса, отвечают на передачу вращающего движения от ходовой части к колёсам.
Крепление диска к ступице осуществляется при помощи специального выступа - фланца, который располагается в центре. Если конструкция диска не предусматривает фланец, он крепится при помощи специальных шпилек. Их может быть пять или десять – в зависимости от модели спецтехники. Для фиксации покрышки предусмотрен обод – бортовой выступ, который проходит по краю окружности диска.
Сами по себе диски практически не изнашиваются. Они производятся из высокопрочного сплава, устойчивого к механическим повреждениям, коррозии, абразивным воздействиям, температурным перепадам, контактам с маслами и смазками. Однако поломки всё же случаются.
Основные неисправности, их причины и последствия
1. Деформация диска в результате внешних воздействий – ударов при наезде на препятствие
Если произошла деформация боковины, в некоторых случаях можно попробовать восстановить первоначальную форму, используя кувалду. Однако, даже если удастся выпрямить диск, всегда есть риск, что в этой точке давление в шине будет стравливать, часть воздуха будет постоянно выходить, и покрышку придётся периодически подкачивать.
Если диск деформировался, нарушается балансировка колёс. Разбалансированные колёса начинают «гулять», что приводит к следующим последствиям:
- быстрый и неравномерный износ резины,
- вибрация во время передвижения экскаватора-погрузчика;
- нарушение работы подвески;
- увеличение тормозного пути.
Эксплуатация спецтехники становится небезопасной. Наиболее опасное следствие разбалансировки – самопроизвольная разбортировка прямо во время движения, то есть отделение покрышки от диска.
2. Износ ступичного гнезда
Со временем гнездо, с помощью которого диск надевается на ступицу, изнашивается, разбалтывается, в результате чего колесо перестаёт удерживаться на месте.
3. Износ отверстий под крепления
Диски крепятся с помощью колёсных гаек, для которых предусмотрены конусные отверстия (5 – для спецтехники JCB, 10 – для TEREX и HIDROMEK). Диск надевается на ступицу, которая, в свою очередь, крепится к поворотному кулаку. Ступица бортовой передачи, в зависимости от марки спецтехники, имеет 5 или 10 колёсных шпилек. На них надеваются диски, после чего они прочно фиксируются гайками. Если гайки закручены недостаточно хорошо, колесо начинает «гулять», шпильки болтаются, в результате чего отверстие быстро изнашивается. Со временем оно окончательно разбалтывается, принимает форму эллипса, и в этот момент уже невозможно как следует затянуть гайку.
Если ступичное гнездо или отверстия под крепления изношены, восстановлению они не подлежат. Придётся поменять диски.
Замена колёсных дисков
Чтобы обеспечить производительность и безопасность экскаватора-погрузчика, для замены необходимо использовать качественные комплектующие.
При выборе обратите внимание на такие характеристики:
- размеры – диаметр или ширина обода (в дм) и вылет (в мм), которые должны соответствовать модели спецтехники;
- диаметр ступичного отверстия;
- тип креплений (фланец или шпильки);
- индекс нагрузки – показывает, на какую нагрузку рассчитаны диски;
- товарный знак производителя;
- каталожный номер детали;
- сертификация Е ДОТ.
Оригинальные запчасти JCB подходят всегда. Можно найти и весьма приличные аналоги, которые ничуть не уступают в качестве, но цены на них существенно ниже. Например, очень хорошие диски выпускает известный турецкий завод JANTSA – авторитетный производитель, лидер в своей отрасли. Вес, толщина диска, качество металла полностью соответствуют оригиналам JCB.
Как продлить срок службы колёсных дисков:
- выбирайте качественные детали, которые выдержат нагрузки;
- прочно фиксируйте диски колёсными гайками при установке;
- следите за уровнем давления в шинах;
- регулярно проверяйте развал-схождение;
- не оставляйте колёса грязными, очищайте их от загрязнений в конце рабочей смены.