Начало 2019 года ознаменовалось серьёзным ростом продаж спецтехники и дорожно-строительной техники в России. Показатель вырос почти на 11% по сравнению с аналогичным периодом за 2018 год. Однако в текущем году ситуация явно меняется в худшую сторону, и не последнюю роль здесь сыграло введение новой ставки утилизационного сбора.
Падение спроса и рост цен
Эксперты уверены, что эта мера негативно отразится на отраслевом сегменте рынка. Необходимо продвигать национальные проекты, которые способствовали бы повышению спроса на спецтехнику. Вместо этого государство повышает ставку утилизационного сбора, что неизменно приведёт к сокращению продаж. Например, постепенно снижается спрос на технику, предназначенную для дорожного строительства. Компании не торопятся обновлять парк техники, предпочитая по-прежнему пользоваться устаревшими машинами. Вырос спрос на подержанные агрегаты, покупка которых позволяет сэкономить. По прогнозам, максимальный прирост продаж составит в 2020 году около 5%. Есть вероятность, что реальные показатели будут даже ниже этой цифры, учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию стране и мире.
При этом крупные компании могут позволить себе время от времени обновлять парк техники, а вот у маленьких фирм такой возможности нет. Наименее популярным видом техники стали мини-экскаваторы – показатель их продажи упал на 30% по сравнению с предыдущим периодом. По мнению производителей, именно повышение ставки утилизационного сбора на этот вид техники становится причиной падения спроса. Чтобы окупить убытки, производители вынуждены закладывать все издержки в себестоимость своей продукции, что влечёт за собой дополнительный рост рыночных цен. Кроме того, сокращается спрос на технику коммунального назначения, особенно в регионах, где компании не могут позволить себе покупку новых машин.
Эффективны ли меры господдержки?
Госпрограмма, направленная на субсидирование лизинга отечественной спецтехники, должна была поправить ситуацию, однако уже очевидно, что она не справилась со своей задачей. Показатель роста продаж российских машин повысился всего на 10% (для сравнения, рост импортной техники составил 26%). Эксперты уверены: причина такой разницы заключается в том, что российская техника по многим параметрам не дотягивает до машин зарубежного производства.