Далеко не все владельцы спецтехники уделяют должное внимание профилактике неисправностей двигателя. Обычно поломка ДВС происходит неожиданно, становится неприятным сюрпризом. На неполадки часто обращают внимание уже тогда, когда проблема серьёзная, требуется срочный ремонт. Если во время эксплуатации экскаватора-погрузчика слышен стук, дребезжание, другие посторонние звуки, мотор постоянно сильно перегревается, плохо заводится, постоянно глохнет, откладывать ремонт уже нельзя.
Вскрытие ДВС, диагностика, подготовка к восстановлению
Ремонт зависит от характера поломки. Может перегреться коленчатый вал, могут выйти из строя шатуны или поршни, нередко повреждается ГБЦ. В некоторых случаях отказывает сам блок. Чтобы определить причины неполадок, необходимо вскрыть и разобрать ДВС. Это сложная, трудоёмкая работа, которая проводится исключительно в сервисном центре, так как для этого требуется соответствующая квалификация механика, специальные инструменты, оборудование.
Дизельный двигатель внутреннего сгорания состоит из двух частей:
- собственно блок с отверстиями, в которых двигаются поршни – как правило, на спецтехнику JCB устанавливаются 4-цилиндровые блоки;
- головка блока цилиндров, которая прикручивается к блоку болтами.
Чтобы отремонтировать неисправный двигатель, необходимо:
- заглушить мотор, дождаться его полного остывания;
- разобрать переднюю часть экскаватора-погрузчика, снять масляный радиатор, водяной радиатор охлаждения, крыльчатку защиты;
- отсоединить мотор от всех трубок и шлангов, с помощью которых он присоединяется к коробке передач;
- снять двигатель с помощью кран-балки, лебёдки или другого погрузчика – без грузового оборудования это сделать невозможно, так как вес ДВС составляет около 700 кг;
- провести дефектовку мотора – мастер тщательно осматривает двигатель, выявляет неисправные запчасти, определяет, какие комплектующие, пока ещё работают, но уже существенно износились, вот-вот выйдут из строя, чтобы сразу же заменить их, не тратя времени на повторное вскрытие в ближайшем будущем;
- доставить нужные запасные части, заменить все неработоспособные детали;
- установить и подсоединить ДВС;
- собрать переднюю часть экскаватора-погрузчика в обратном порядке;
- проверить работу мотора.
Рекомендации по выбору запчастей и ремонту
Производительность ДВС после восстановления напрямую зависит от комплектующих. Для экскаватора-погрузчика JCB рекомендуется использовать только оригинальные запчасти: коленчатые валы, шатуны, шатунные вкладыши, поддоны, блоки, ГБЦ.
Правильный подбор комплектующих – это очень важно, так как установка неподходящих запчастей приводит к серьёзным поломкам. Однако допускается использование аналоговых уплотнений – недорогие расходники обычно не уступают в качестве оригиналам.
В некоторых случаях для восстановления ДВС достаточно просто приобрести новые запчасти взамен вышедших из строя и установить их. Но, к сожалению, это не всегда решает проблему. Иногда недостаточно заменить только поршень и шатун. Если в процессе эксплуатации спецтехники разбиваются поршневые гнёзда, а их диаметр увеличивается даже на несколько микрон, новый поршень не будет корректно работать. В таком случае необходимо либо полностью менять блок цилиндров, что крайне недёшево, либо растачивать, а затем гильзовать его.
Для экскаватора-погрузчика JCB существует несколько типов запчастей на мотор: запчасти 1-го, 2-го, 3-го ремонта. Они различаются размерами – диаметр составляет от 0,5 мм до 2 мм с шагом 0,5 мм. Чем сильнее разбито гнездо поршня, тем больше должен быть диаметр деталей. Однако такие детали дороже стандартных, поэтому иногда проще полностью заменить, чем покупать запчасти 2-го или 3-го ремонта.
Сколько времени занимает диагностики и ремонт ДВС?
Ремонт двигателя – длительный процесс, который занимает как минимум несколько дней. Чтобы полностью разобрать его, требуется целый день, ещё столько же времени уходит на сборку. Вскрытие и дефектовка отнимут ещё сутки, дополнительное время занимает непосредственно ремонт. Поэтому стоит сразу же приготовиться к тому, что получить машину обратно на следующий день не получится.
Чтобы двигатель прослужил дольше без поломок, необходимо соблюдать рекомендации производителя по техобслуживанию мотора. Плановое ТО следует проводить регулярно, каждые 500 моточасов. Обслуживание включает замену моторного масла и масляных фильтров. Также необходимо следить за уровнем масла во время эксплуатации экскаватора-погрузчика и доливать его при необходимости.