Если владелец экскаватора хочет избежать внеплановых поломок и простоев, а также увеличить коэффициент технического использования машины, нельзя пренебрегать ежедневным осмотром машины в полном объеме. Оператору рекомендуется держать памятку с действиями под рукой; обслуживать машину утром перед работой и осматривать в конце дня.
Ежедневный осмотр может включать в себя порядка 10 действий перед пуском двигателя: проверки уровней жидкостей, контроль по точкам обслуживания. У современных моделей есть электронные системы самодиагностики, которые выполняют проверочные работы, что экономит время оператора.
Экскаватор-погрузчик часто бывает грязным. Во время осмотра можно не заметить неисправности некоторых узлов, например, осей и подшипников. Важно предусматривать мытье машины и смазку всех необходимых точек, указанных в инструкции. Масленки со смазкой лучше всегда иметь при себе во время осмотра.
План действий
Обход. Перед началом работы следует обойти экскаватор, осмотреть, проверить снизу; слить воду из топливного фильтра-отстойника; обратить внимание, нет ли следов подтекания жидкостей, не повреждены ли детали устройства поворота стрелы, оси или шланги.
Компоненты контакта с грунтом. Осмотр пальцев крепления ковшей и оси шарниров, а также рукавов высокого давления (РВД) экскаватора. Проверка РВД РВД на наличие потертости, повреждений или подтеканий.
Режущая кромка ковша. При обнаружении износа кромки, повреждений от ударов, следует ее заменить, так как это напрямую определяет работоспособность ковша. Все болты крепления кромки должны быть на месте и надежно затянуты.
Стрелы и рукояти. Проверка на ослабленность; наличие всех деталей крепления: болтов, гаек; исправность зубьев ковша и надежность крепления. Необходимо следить за тем, чтобы оси и подшипники поворота стрелы были хорошо смазаны, в узле находилось достаточное количество пластичной смазки.
Телескопическая рукоять с гидравлическим приводом. Осмотр рукояти и устранение чрезмерного люфта. Для устранения люфта требуется не более двух минут. Регулировка зазоров и подбор сменных вкладышей в соединениях телескопической рукояти важны для плавной работы и длительного срока службы компонента.
Моторный отсек. Если на корпусе фильтра нет датчика загрязненности, следует раз в неделю извлекать фильтрующий элемент и проверять его состояние. Если датчик загрязненности есть — следить за его показаниями и без необходимости не открывать крышку фильтра.
Технические жидкости. Проверка уровней всех жидкостей, в том числе, электролита в аккумуляторной батарее, а также натяжения приводного ремня вентилятора, герметичности шлангов, топливопроводов, электропроводки.