Система охлаждения крайне важна для полноценной эксплуатации экскаватора-погрузчика. Двигатель спецтехники нагревается до очень высоких температур, и если его не охлаждать, он перегреется и выйдет из строя. Поскольку ДВС – один из самых сложных и дорогих узлов машины, ремонт потребует немало времени и вложений. Гораздо проще не допустить перегрева, чем разбираться с его последствиями.

Когда система охлаждения работает в нормальном режиме, она поддерживает безопасную температуру двигателя. Но, как и любая другая система, она сама может прийти в негодность в результате износа или поломки каких-либо элементов. Следствием неисправности становится повышение температуры мотора, закипание масла, повреждение деталей двигателя и длительный простой экскаватора-погрузчика. Рассказываем, как распознать неполадки в системе охлаждения, чтобы своевременно их устранить.

Распространённые неисправности охладительной системы

Система охлаждения устроена следующим образом: охлаждающая жидкость (антифриз) заливается в расширительный бачок, откуда она распределяется по патрубкам, которые подключаются к мотору и радиатору охлаждения. Проходя полный круг, жидкость забирает тепло от двигателя и охлаждается, проходя через радиатор охлаждения. Крыльчатка постоянно крутится, чтобы с помощью обдува остужать радиатор.

Пока всё работает в штатном режиме, двигатель охлаждается. Как только какой-то элемент выходит из строя, работа системы нарушается, температура в ДВС растёт, вероятность перегрева увеличивается. Самые частые проблемы в работе системы охлаждения – это:

  • некачественный или неподходящий антифриз;
  • охладительная жидкость выработала свой ресурс и требует замены;
  • патрубки износились, потрескались, образовалась утечка антифриза;
  • под воздействием высокого давления лопнула крышка расширительного бачка или сам бачок;
  • радиатор охлаждения не выдержал высокое давление или пострадал в результате механических повреждений.

pexels_1.jpg

Как определить, что система охлаждения вышла из строя

Главный симптом повреждения системы охлаждения – это перегрев двигателя. Ведь единственная её функция – это охлаждение ДВС во время эксплуатации спецтехники, и когда эта функция не выполняется, значит, система не работает. Если мотор постоянно перегревается, имеет смысл проверить состояние охладительной системы.

Если игнорировать признаки неисправности, последствия могут быть самыми печальными. Например, представим, что износ патрубков или лопнувший в результате повышенного давления расширительный бачок вызывали утечку антифриза, а оператор спецтехники никак не отреагировал на признаки утечки и продолжает эксплуатировать машину. Количество охлаждающей жидкости в системе постепенно снижается всё сильнее, и в один прекрасный момент антифриз просто кончается. Двигатель перегревается, так как охлаждать его просто нечему. Коленвал, приводящий в движение поршни, нагревается до такой степени, что, как говорится, показывает кулак дружбы. Металл прикипает к металлу, двигатель стучит, но не работает. Единственное решение – менять коленвал, поршни, возможно, ГБЦ и блок цилиндра, словом, весь двигатель. И всё это из-за того, что не досмотрели за антифризом.

Кулака дружбы и других серьёзных проблем можно избежать, если обращать внимание на такие симптомы, как:

  • снижение количества антифриза в расширительном бачке;
  • следы утечки – пятна, запах охладителя;
  • сигнал зуммера и световые индикаторы на приборной панели.

Стоит ли доверять электронике

Современный экскаватор-погрузчик – это умная машина, напичканная всевозможной электроникой. На приборной панели есть специальные датчики, которые оповещают о неисправностях в той или иной системе. Если охладительная система работает не так, как надо, на панели загорится соответствующий значок. Также о неполадках сообщает зуммер – звуковой сигнал. Если загорелось оповещение, а зуммер запищал, проверьте систему охлаждения. Как минимум можно сразу же посмотреть, нет ли утечки, оценить уровень антифриза, заменить охлаждающую жидкость, если она явно выработала свой ресурс, потемнела и уже не справляется с охлаждением мотора.

Как правило, электроника сигнализирует о поломках задолго до того, как оператор заметит некорректную работу систем, так что не стоит игнорировать сигналы. Однако в некоторых случаях она может передавать некорректную информацию, например, если вышли из строя соответствующие датчики. Так можно не узнать о проблеме: неполадка есть, но сигнал не сообщает о ней. Проверить исправность датчиков просто. При запуске спецтехники на некоторое время загораются все световые сигналы на панели. Если какой-то из них не загорается, стоит проверить работоспособность датчика.

pexels_.jpg