Двигатель – самый дорогой узел экскаватора-погрузчика, и его ремонт – самый сложный. Поскольку ДВС постоянно нагревается до высоких температур, он может выйти из строя из-за перегрева. Чтобы этого не произошло, спецтехника оснащается охладительной системой, задача которой заключается в поддержании оптимальной температуры и предотвращении перегрева.

Охлаждение мотора происходит за счёт циркуляции охлаждающей жидкости по патрубкам, которые проходят от радиатора охлаждения к двигателю. Жидкость (антифриз) циркулирует по замкнутому кругу:

  1. проходя по патрубкам через двигатель, забирает от него тепло, снижая температуру мотора,  
  2. проходя через радиатор охлаждения, охлаждается под воздействием воздушных масс, нагнетаемых встроенным вентилятором (крыльчаткой).

Антифриз движется по кругу снова и снова, и система охлаждения работает в штатном режиме до тех пор, пока где-то не возникает препятствие. Нарушение работы охладительной системы происходит по нескольким причинам:

  • охлаждающая жидкость выработала свой ресурс и требует замены;
  • изначально используется некачественный или неподходящий антифриз;
  • под воздействием высокого давления треснул расширительный бачок, крышка бачка или радиатор охлаждения;
  • радиатор повреждён в результате механического воздействия (например, во время движения по площадке его случайно проткнула арматура);
  • износились и треснули патрубки, из-за чего антифриз начал вытекать.

07092021_3.jpg

Протечки в системе охлаждения: причины и следствия

Утечка охлаждающей жидкости – одна из самых распространённых проблем, которые возникают при эксплуатации спецтехники.

Перемещение антифриза происходит по патрубкам, которые соединяют между собой радиатор охлаждения, двигатель и радиатор гидравлической охладительной системы. Патрубки сделаны из эластичного материала, мягкой резины, они легко гнутся. Со временем материал теряет свои характеристики, патрубки дубеют, становятся жёсткими, твёрдыми, в конце концов, даже растрескиваются. Сквозь образовавшиеся трещины начинает протекать охлаждающая жидкость.

Патрубки могут треснуть не только в результате износа. Они могут лопнуть под воздействием избыточного давления в системе. Антрифриз заливается в расширительный бачок, откуда распределяется по патрубкам и попадает в радиатор. При умеренной температуре он занимает определённый объем пространства, но когда температура поднимается, антифриз расширяется, и ему требуется больше места. Поэтому крышка расширительного бачка оснащается клапаном, который стравливает лишний воздух, позволяя антифризу занять больший объём. При понижении температуры антифриз возвращается к исходному объёму, и клапан снова закачивает в расширительный бачок воздух. Если вдруг клапан не работает, он не выпускает воздух, и под воздействием давления могут лопнуть не только патрубки, сама крышка, бачок и даже радиатор. Поэтому важно следить за исправностью всех деталей системы – они тесно связаны между собой. Патрубки меняют только тогда, когда они уже повреждены и начали протекать, поэтому лучший способ профилактики – использование надёжных комплектующих, которые сделаны из износостойких материалов и рассчитаны на длительную интенсивную эксплуатацию.

Симптомы протечки охладителя

Когда антифриз начинает вытекать, в системе падает давление, жидкость не успевает охлаждать двигатель, температура не поддерживается на нужном уровне. Если мотор сильно перегревается, протечка в охладительной системе – это первая возможная причина. Следует сразу же проверить, всё ли в порядке, и если патрубки действительно протекают, их нужно как можно скорее заменить.

Определить наличие утечки антифриза не так сложно. Главный признак – перегрев мотора. Однако двигатель может перегреваться и по другим причинам, поэтому стоит обратить внимание и на иные признаки, например:

  • уровень антифриза в расширительном бачке заметно снизился;
  • наблюдается нестабильная работа отопителя;
  • там, где проехала техника, остаются лужи и потёки жидкости;
  • в кабине явственно ощущается запах антифриза.

Как предотвратить утечку охлаждающей жидкости

Чтобы гарантированно продлить срок службы деталей и узлов охладительной системы, необходимо использовать только качественные комплектующие – оригиналы или аналоги.

Кроме того, важно заливать в систему исключительно качественную охлаждающую жидкость, рекомендованную производителем спецтехники, и менять её своевременно. По регламенту производителя JCB, замена антифриза должна осуществляться каждые 2000 моточасов работы двигателя. В противном случае жидкость истощает свой ресурс, темнеет, теряет свойства, перестаёт справляться с задачей по охлаждению двигателя.