Во время работы спецтехника должна быть жёстко зафиксирована, чтобы обеспечить безопасность. В роли точек опоры выступают колёса, но они довольно мягкие, недостаточно цепкие в статичном положении. Поэтому экскаватор-погрузчик оснащается аутригерами, которые выполняют функцию опоры экскаватора-погрузчика при работе задней стрелой.
Аутригеры используются, когда машина должна занять устойчивое положение, например, при разрушении фундамента, демонтаже асфальтового покрытия, разрушении бетона, копке траншеи или котлована. Чтобы обеспечить статичное положение экскаватора-погрузчика, оператор опускает переднюю стрелу с ковшом на поверхность, а в задней части выдвигает из корпуса опоры-аутригеры. Они позволяют поднять спецтехнику над землёй на высоту почти 1,5 метра. Это удобно при выполнении работ на объекте, при ремонте или обслуживании мостов, коробки передач, других узлов техники.
Устройство и принцип работы аутригеров
Конструкция опор-аутригеров довольно простая.
Опора представляет собой металлическую трубу с квадратным сечением, высота которой составляет около 1,3 м. Аутригеры скрываются внутри корпуса, откуда выдвигаются при необходимости. Внутри металлической трубы находится гидроцилиндр, отвечающий за управление аутригером. Он состоит из двух основных частей: гильзы и штока, к которому прочно крепится опора. Гидравлическая жидкость поступает по специальным трубкам, шлангам к гидроцилиндру опоры под высоким давлением, выталкивая шток.
Когда гильза заполняется маслом, шток выходит, в свою очередь, выталкивая аутригер из корпуса. В нижней части опоры закреплён башмак, который опирается на грунт, асфальт, бетон. Когда аутригер упирается в поверхность, экскаватор-погрузчик приподнимается, затем фиксируется в статичном положении.
Поскольку аутригеры постоянно движутся вперёд-назад, когда выходят из корпуса и возвращаются обратно, внутри устанавливаются направляющие – плоские круглые детали, которые нужны для того, чтобы предотвратить трение металла о металл. Они изготавливаются из особо прочного пластика – текстолита или фторопласта, устойчивы к износу. В нижней части корпуса находится две, а в верхней части – четыре направляющих. Также, чтобы минимизировать люфт, имеется две гайки аутригера, которые подкручиваются по мере износа самих направляющих.
Почему опоры могут выйти из строя
Разберём наиболее частые поломки аутригера, их причины, способы устранения проблемы.
Часто аутригер теряет способность поднимать и удерживать экскаватор-погрузчик из-за недостаточного давления в гидравлической системе. Если уровень давления слишком низкий, опора не способна поднять и зафиксировать экскаватор-погрузчик. Это происходит по целому ряду причин:
- неполадки гидросистемы,
- гидравлическое масло некачественное, его слишком мало, или его давно не меняли, и оно уже выработало свой ресурс;
- слабый или изношенный насос;
- распределители работают некорректно;
- вышел из строя гидроцилиндр;
- под воздействием повышенной нагрузки погнулся шток;
- шланги, трубки гидравлической системы изношены, перетёрты, из-за чего образуется утечка масла, рабочая жидкость не поступает к гидроцилиндру или циркулирует слабо из-за низкого давления в системе.
Износ или утрата направляющих – одна из самых частых неисправностей. Когда направляющие истираются, они перестают выполнять свою задачу, и металлические элементы начинают тереться друг о друга, что приводит к ускоренному износу.
Возможно и механическое повреждение аутригеров. Как и любые другие детали экскаватора-погрузчика, они имеют ограниченный срок службы и со временем изнашиваются. Под воздействием больших нагрузок металл может погнуться и даже сломаться.
Ремонт или замена?
Если сами опоры в порядке, стоит проверить состояние гидравлической системы. Регулярное обслуживание и своевременная замена масла позволят предотвратить неожиданные неисправности.
Направляющие рекомендуется менять приблизительно один раз в два года или чаще, если они пришли в негодность или совсем вывалились.
Если от металлической трубы откололся кусок металла, в некоторых случаях аутригеры можно восстановить. Для этого берут подходящую трубу и приваривают её. Однако важно понимать, что такой ремонт – временный, и эксплуатационные характеристики опоры существенно ухудшаются. Она уже не способна выдерживать такие же нагрузки, и любая перегрузка может привести к очередной поломке. Рано или поздно детали придётся заменить. Кроме того, не всегда есть возможность починить аутригер, и тогда замена требуется сразу же.