Сложная конструкция экскаватора-погрузчика – это совокупность взаимосвязанных механизмов, узлов, деталей, многие из них соединяются между собой с помощью шарнирных соединений. Корректная работа узлов зависит от подвижности соединений, которые под воздействием постоянных нагрузок быстро изнашиваются, поэтому требуют пристального внимания и регулярного технического обслуживания.
Во время работы спецтехники соединительные элементы, подшипники, втулки, пальцы, шарниры постоянно трутся между собой, что приводит к перегреву, ускоренному износу. К наиболее уязвимым зонам относятся:
- передняя ось (шкворни);
- приводные валы (карданы передний, задний);
- подшипники подвески;
- штифты и втулки передней стрелы, ковша;
- шарниры и соединительные звенья переднего моста;
- оси шарниров, пальцы, другие соединения.
Чтобы продлить срок службы узлов, необходимо постоянно следить за их состоянием, регулярно смазывать. Смазка узлов и шарниров – один из обязательных пунктов перечня мероприятий по регулярному техобслуживанию рабочей машины. Важно соблюдать два правила ТО:
- обслуживание должно быть регулярным, его не стоит откладывать;
- не следует экономить на техобслуживании, используя сомнительные расходники, применяйте только качественные смазочные материалы, рекомендованные производителем экскаватора-погрузчика.
Для чего нужна смазка узлов
Смазка соединений и сопряжений решает сразу несколько важных задач:
- уменьшает силу трения между металлическими деталями,
- отводит тепло, которое образуется под воздействием трения, предотвращая перегрев узлов, механизмов,
- защищает от коррозии, наклёпа;
- снимает продукты износа с поверхности (металлическую стружку);
- улучшает эксплуатационные характеристики деталей, продлевает срок их службы.
Выбор типа смазочных материалов, количество используемого масла, регулярность смазывания зависят от вида узлов, условий эксплуатации техники.
Очень важно соблюдать регламент смазки: некоторые узлы нуждаются в ежедневном смазывании, другие требуют внимания лишь при плановом ТО. Нарушение регламента приводит к тому, что масла вырабатывают ресурс, теряют эксплуатационные характеристики, перестают выполнять свои задачи. Это приводит к повышению силы трения, перегреву, быстрому износу шарниров, подшипников, других соединительных элементов.
Какие узлы нуждаются в обязательной регулярной смазке во время планового ТО экскаватора-погрузчика
Плановое техобслуживание проводится после 10, 50, 100, 1000, 2000, 6000 моточасов работы двигателя. В числе иных профилактических работ в обязательном порядке осуществляется смазка следующих узлов:
- приводные валы (карданы передний, задний);
- шарниры и соединительные звенья ведущего моста (передний мост);
- шкворни передней оси (по два шкворня на каждом кулаке, т. е. всего 8 шт.)
- все штифты и втулки (передняя стрела, ковш);
- петли дверей, окон, все тросы;
- выдвижная рукоять телескоп (задняя стрела, ковш).
Рекомендации по смазыванию узлов и шарниров
- смазывайте подшипники или иные трущиеся элементы максимально тщательно во время каждого планового ТО;
- используйте исключительно качественные технические жидкости, смазочные материалы и фильтры, обращайте внимание на состав, следите за тем, чтобы технические характеристики расходных материалов соответствовали модели, марке, году выпуска спецтехники;
- выбирайте только те расходники, которые соответствуют климатическим условиям в регионе эксплуатации экскаватора-погрузчика, а также нагрузкам, которым подвергается техника. В летнее время используйте более вязкие смазочные материалы, а в сильные морозы – составы с минимальной вязкостью, чтобы предотвратить замерзание.
Как смазывать узлы: алгоритм действий
- Экскаватор-погрузчик имеет более 50 точек смазки, поэтому внимательно изучите инструкцию по эксплуатации машины перед проведением техобслуживания, чтобы случайно не пропустить некоторые из них.
- Со временем ниппели для нагнетания смазки неизбежно засоряются, поэтому перед началом работы тщательно его протрите, чтобы предотвратить попадание внутрь пыли, грязи. Если ниппель повреждён, отремонтируйте его или возьмите новый.
- Очистите точки смазки от загрязнений, песка, пыли. Любые загрязнения могут привести к поломкам.
- Внимательно следите за количеством смазки, особенно в тех узлах, которые рекомендуется смазывать ежедневно перед началом эксплуатации спецтехники. Избыток смазки не менее вреден, чем её недостаток. Отмеряйте то количество смазочных материалов, которое рекомендовано производителем.