Тормозная система тяжёлой спецтехники – гидравлическая, в просторечии её называют «мокрой». Она существенно отличается от тормозной системы легковых автомобилей, микроавтобусов или грузовиков: нет дисков и колодок, а все механизмы находятся в масляной ванне.

Строение тормозной системы экскаватора-погрузчика

Основа тормозной системы – задний мост (ведущий), который состоит из нескольких элементов:

  • корпус (центральная часть);
  • левый и правый чулки;
  • поворотные кулаки (цапфы);
  • редуктор;
  • бортовая передача.

Внутри заднего моста находится дифференциал, приводящий во вращение колёса спецтехники. На него надевается планетарная передача (главная пара) с хвостовиком. Далее устанавливаются две полуоси, которые идут от колёс и вставляются в дифференциал. На каждую из них надевается 11 дисков.

Пакет дисков состоит из пяти тормозных и шести фрикционных дисков, которые чередуются между собой. Тормозные диски изготовлены из гладкой стали и имеют плоскую поверхность, в то время как фрикционные покрываются специальным составом феродо, который обеспечивает шершавую поверхность. Когда оператор экскаватора-погрузчика нажимает на тормоз, диски получают команду сжиматься, в результате трения, возникающего при соприкосновении гладких и фрикционных дисков, спецтехника останавливается.

Трение приводит к повышению температуры, под воздействием которой сталь меняет свои характеристики, становится хрупкой, диски быстрее изнашиваются, деформируются. Чтобы они не нагревались под воздействием трения, они постоянно находятся в масляной ванне. Трансмиссионное масло защищает от перегрева и создаёт нужное давление, которое обеспечивает эффективность торможения.

4_3.jpg

Принцип работы тормозной системы старого и нового образца

После того, как мост собран, в него заливают 17-20 литров трансмиссионного масла. Таким образом, вся система в замкнутом состоянии находится в масле. Когда оператор спецтехники нажимает на педаль тормоза, команда передаётся по трубкам в задний мост, который сжимает диски, и машина останавливается.

Принцип действия системы различается у техники старого образца (выпущенной до 2011 года) и нового образца.

У спецтехники есть две педали тормоза, соединённые между собой планкой. Левая и правая педали контролируют, соответственно, левый и правый чулок. Таким образом, это две системы, соединённые в одну. Планка нужна для того, чтобы машинист ни в коем случае не промахнулся и непременно нажал на тормоз. В некоторых случаях её можно убрать, например, для того, чтобы использовать машину для дороги вдоль бордюра от снега. В этом случае при нажатии на одну педаль перестают вращаться колёса только с одной стороны. Однако подобное обращение приводит к ускоренному износу тормозной системы.

У старых моделей под педалью тормоза расположены два тормозных цилиндра, представляющих собой металлические болванки с тормозной жидкостью, которая создаёт внутри определённое давление. При нажатии тормоза цилиндр получает усилие, соединяются с вакуумным усилителем, который, в свою очередь, передаёт усилие на задний мост.

У новых модифицированных моделей тормозная система работает немного иначе. Под капотом экскаватора-погрузчика устанавливается энергоаккумулятор (или, если иначе, гидроаккумулятор), который имеет шарообразную форму. Внутри находится азот под давление 40 бар. Когда машинист нажимает на педаль тормоза, усилие передаётся на энергоаккумулятор, а уже от него – на задний мост. Таким образом, торможение происходит быстрее, чем у старых моделей спецтехники.

Как продлить срок службы тормозной системы?

Во время эксплуатации спецтехники ключевые детали могут выйти из строя из-за износа комплектующих, механических повреждений, вызванных работой в неподходящих условиях или использованием некачественных расходников.

Чтобы тормозная система работала как можно дольше, не требуя ремонта, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • использовать хорошие рабочие жидкости, рекомендованные производителем: трансмиссионное масло, тормозную жидкость;
  • своевременно менять масло (согласно регламенту производителя, замена трансмиссионного масла осуществляется каждые 1000 моточасов, при этом необходимо полностью слить масло из системы и залить новое);
  • устанавливать исключительно качественные запасные части – можно использовать для ремонта оригиналы или аналоги, но детали обязательно должны быть хорошего качества;
  • работать аккуратно, без рывков и перегрузок, которые приводят к преждевременному износу узлов.
pexels_4.jpeg