Автомобили — не только наши помощники, но и производители вредных газов. Особенный вред экологии несет специальная техника, дорожно-строительные машины. Остро стоит вопрос, как снизить процент отработанных газов (ОГ).


Технология SCR подразумевает использование сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора. Говоря конкретнее, на очищение работает формула:

NH3 + NOx → Н2О + N,

где NH3 — это аммиак, который получается из раствора мочевины AdBlue;

NOx — окислы азота, которые аммиак разлагает на воду и нейтральный азот.

Ход действия

Аммиак NH3 впрыскивается в поток газа перед окислительным конвертором — первым компонентом системы. В конверторе часть вещества окисляется с образованием NOx, а окись углерода СО окисляется до СО2.

Далее в системе располагается сажевый фильтр. Его усовершенствованная версия с постоянной регенерацией PM-Metalit® не нуждается в техобслуживании. В фильтре сажа окисляется не в результате горения, а из-за химической реакции. NO2 поступает из окислительного конвертора и контактирует с сажей, кислород вступает в реакцию с углеродом, и получается углекислый газ, азот и водяной пар: NO2 + СН → СО2 + N + Н2О.

Фильтр

Новый сажевый фильтр PM-Metalit® от Emitec имеет ряд преимуществ перед керамическими фильтрами:

  • быстрый прогрев,
  • не увеличивает расход топлива,
  • не засоряется со временем.

В разработке PM-Metalit® принимала участие немецкая компания. Производитель представил четырехэтапную систему отработки газов с использованием сажевого фильтра.

Ступень 1. Отработанные газы проходят через модуль PM-Metalit®, в котором задерживается сажа и окисляются газообразные СО и СН.

Ступень 2. В газы впрыскивается реагент AdBlue. Поток поступает в следующий модуль PM-Metalit®, где оставшиеся частицы сажи задерживаются и сжигаются, а специальное покрытие фильтрующего элемента помогает разложению мочевины с образованием чистого аммиака.

pexels_12.jpeg

Ступень 3. В следующем модуле каталитического нейтрализатора аммиак вступает в реакцию с окислами азота, рождаются азот и вода.

Ступень 4. Весь не вступивший в реакцию аммиак окисляется в следующем модуле каталитического нейтрализатора.

Недостатки SCR:

  • реагент AdBlue токсичен, вызывает и коррозию,
  • использование требует мер предосторожности,
  • массивные агрегаты системы,
  • проблемная установка.

Существует и иная система очистки ОГ — это EGR, принцип действия которой рециркуляция отработавших газов. О ней поговорим в следующих материалах.